Изменения в фз о несостоятельности банкротстве

Содержание

Минэкономразвития предложило реформу системы банкротства в России :: Экономика :: РБК

Изменения в фз о несостоятельности банкротстве

Минэкономразвития представило масштабные поправки в закон о банкротстве. В числе предложений — введение реструктуризации долгов, жесткой ответственности управляющих, англо-голландских аукционов и маркетплейса для активов банкротов

Максим Стулов / Ведомости / ТАСС

Минэкономразвития завершило работу над поправками в закон о банкротстве. Комплексные изменения должны сделать банкротство цивилизованным способом возврата долгов и спасения честного бизнеса, рассчитывают в ведомстве. Текст законопроекта опубликован на портале раскрытия нормативно-правовых актов, его вступление в силу предполагается с 2021 года.

Большинство банкротств в России — контролируемые, заявляла Федеральная налоговая служба (ФНС). Желающие избавиться от долгов недобросовестные предприниматели, назначая «своих» арбитражных управляющих, затягивают процедуры банкротства, включают в реестр требований аффилированных кредиторов и прячут активы.

«Минэкономразвития подготовило фундаментальные изменения всего института банкротства. Если они будут приняты, то банкротства в нашей стране изменятся кардинально», — сказал журналистам замминистра экономического развития Илья Торосов на презентации законопроекта, передал корреспондент РБК.

Количество банкротств предприятий в России постоянно растет, за последние восемь лет оно удвоилось. В 68% случаев кредиторы ничего не получают, а в 37% предприятия входят в процедуры банкротства уже без активов, говорят в Минэкономразвития. Ранее ФНС оценивала, что без активов в процедуру банкротства входят 70% компаний. В результате кредиторам возвращается только 5% задолженности.

Менее 2% предприятий в процедуре банкротства в России получают шанс восстановить свою платежеспособность и вернуться на рынок, отмечает МЭР. Для сравнения: в США этот показатель достигает 30%. «Вероятность спасти бизнес, если вы входите в процедуру банкротства в России, стремится к нулю», — констатировал замминистра.

Минэкономразвития предлагает ввести возможность реструктуризации долгов. Если большинством кредиторы приняли решение, что это возможно, должник должен предоставить план по реструктуризации. У кредиторов будет возможность найти компромисс и договориться о дисконте на площадке суда, считают авторы законопроекта.

Кроме того, ведомство предлагает:

  • оставить только две процедуры — реабилитации или ликвидации предприятия и отказаться от процедур наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления;
  • период реабилитации предлагается ограничить сроком до четырех лет;
  • срок ликвидации сократить до 1–1,5 года, сейчас он превышает два года;
  • обязать юрлица в процедурах банкротства прекратить деятельность через девять месяцев после начала конкурсного производства.

Это позволит исключить «вечных банкротов», которые продолжают по пять—десять лет вести заведомо убыточную деятельность, выводя деньги через «компании-прокладки» и не платя по долгам, пояснил Торосов.

Другой способ вернуть задолженность, кроме реструктуризации и продажи активов, — сразу продать предприятие целиком. Законопроект Минэкономразвития предполагает возможность такой сделки — без распродажи по частям. «Это позволит просто сменить собственников на более эффективных, сохранив бизнес и рабочие места», — пояснил Торосов.

Сейчас редкое банкротство укладывается в два года, отмечает партнер коллегии адвокатов «Ковалев, Тугуши и партнеры» Сергей Кислов.

Для изменения ситуации с контролируемыми банкротствами, по его словам, «нужно «ускорить» правосудие в части рассмотрения споров о признании сделок недействительными, а также реформировать исполнительное производство — ввести институт частных приставов».

Тогда появится возможность привлекать ответственных за банкротство лиц к субсидиарной ответственности, поясняет адвокат.

Жесткая ответственность управляющих

Бенефициары в контролируемых банкротствах могут назначать «своих» арбитражных управляющих и с их помощью контролировать процедуры, чтобы вернуть активы под свое управление. Авторы законопроекта предлагают комплекс мер для повышения «белой» мотивации управляющих. Среди них:

  • Случайный выбор арбитражных управляющих на основе рейтинга.

Сейчас управляющих назначает должник или кредитор, что оставляет лазейку для назначения аффилированных лиц. «В случае принятия поправок вы не будете знать, какого именно арбитражного управляющего назначат на процедуру», — отметил замминистра.

Саморегулируемым организациям (СРО) арбитражных управляющих будет присваиваться рейтинг в зависимости от того, насколько быстро проведены предыдущие процедуры банкротства, возвращены долги, были ли нарушения. Наиболее эффективные СРО будут назначаться на процедуры банкротства случайным образом и выбирать из своих членов управляющего.

Создать объективный рейтинг — утопия, полагает президент союза «Уральская СРО арбитражных управляющих» Михаил Сачев. «Те, кто активно работает и обладает реальным опытом, всегда получают жалобы, а те, кто работает серой мышью, могут стать лидерами рейтинга, — поясняет он. — В итоге может получиться искусственный рейтинг, который не повысит эффективность банкротств».

Банки, как самые большие «заказчики» работы арбитражных управляющих, могут влиять на рейтинг, предупреждает адвокат Сергей Кислов: «Большой вопрос — как сделать так, чтобы такое рейтингование не перевело управляющих под контроль банков».

  • Фиксированное вознаграждение для управляющих. По замыслу министерства, они будут получать процент от всего объема поступлений в конкурсную массу.

Сейчас управляющие получают около 30 тыс. руб. ежемесячно. Поэтому недобросовестные игроки затягивают процесс, в том числе для увеличения суммы своего вознаграждения.

Вознаграждение должно храниться на спецсчете и выплачиваться только по результатам процедуры, предлагает Минэкономразвития. «Чем дольше длится процесс, тем меньше будет вознаграждение», — пояснил замминистра, уточнив, что размер будет варьироваться от 300 тыс. до 500 тыс. руб. за процедуру в зависимости от размера компании.

  • Наказание для управляющих в виде временного запрета на профессию.

Управляющие обязаны возмещать убытки участникам банкротств за неисполнение своих обязанностей или ошибки. Для этого СРО формируют компенсационный фонд.

Минэкономразвития выступает за то, чтобы СРО самораспускалась, если не покроет за три месяца сумму выплат, который произвел фонд по обязательствам одного из управляющих этой СРО.

Кроме того, в этом случае все управляющие этой СРО не смогут работать по профессии в течение трех лет. «Будет жесткая коллективная ответственность всех членов СРО друг за друга», — подчеркнул Торосов.

Эти изменения могут окончательно превратить арбитражных управляющих в карманную отрасль крупных финансово-промышленных групп, полагает Сачев.

Многие управляющие, по его словам, зависимы от крупных корпораций, системных кредиторов, а фиксированное вознаграждение приведет к усилению зависимости.

Честные арбитражные управляющие «просто не доживут до вознаграждения», так как не смогут оплачивать дорогостоящие процедуры и работу юристов и бухгалтеров, критикует Сачев.

Ускорение торгов благодаря «качелям»

Торги по распродаже имущества при банкротствах сейчас длятся более года. На открытом аукционе (на повышение цены) доля успешных торгов составляет примерно 6%.

Дело в том, что действующие правила не разрешают провести торги как на повышение, так и на понижение цены за одну сессию.

Первые два этапа идут на повышение, после чего невостребованные активы продаются через публичное предложение.

  • Введение англо-голландского аукциона позволит за одну торговую сессию вести торги на повышение цены, а если желающих купить актив не найдется, на понижение.

Сейчас имуществом банкротов торгуют 48 площадок, крупнейшие — «Российский аукционный дом», B2B-Center, «Коммерсантъ Картотека», «Фабрикант.ру» и другие.

Минэкономразвития предлагает перевести все торги в процедуре банкротства на отобранные правительством онлайн-площадки для госзакупок: «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», «Электронные торговые системы», «Российский аукционный дом», Единая электронная торговая площадка, «ТЭК-Торг», Электронная торговая площадка Газпромбанка и Агентство по государственному заказу Республики Татарстан.

Только три из восьми отобранных площадок имеют банкротные секции, рассказал РБК председатель совета национального союза «Совет по профессиональной деятельности в электронных торгах» Игорь Сорокин.

По его мнению, действующая система из 48 площадок прозрачна, 90% из них работают на рынке более шести-восьми лет, а фантомные площадки-однодневки исчезли с 2016 года после обязательного требования состоять в СРО.

«Чем мотивирован отказ от действующей системы, нам не поясняют», — отметил Сорокин.

Маркетплейс с имуществом банкротов

Из-за низкого спроса и конкуренции на торгах в среднем активы при банкротстве продаются в пять раз дешевле рыночной стоимости, и в результате кредиторы получают не более 5% задолженности. Процедура сложна для потенциальных покупателей; понимают, как купить имущество при банкротстве, только специалисты, пояснял ранее РБК замглавы ФНС Константин Чекмышев.

Чтобы привлечь к торгам больше покупателей, включая физлиц, все объявления о продаже имущества банкротов будут публиковаться в удобном виде на специальном сайте. Причем информация будет появляться за 30 дней до старта торгов.

Оператора маркетплейса определит правительство, а техзадание на разработку платформы и примерная оценка стоимости уже готовы, уточнил Торосов.

«Маркетплейс для банкротств — прорывная идея, которая действительно поможет сдвинуть рынок с места и запустить продажи на качественно новую орбиту», — считает адвокат Сергей Кислов.

Отдельно Минэкономразвития предложило особые правила для проведения процедур банкротства стратегических организаций, предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и застройщиков. В частности, функции управляющих для таких предприятий может выполнять само юрлицо («Ростех», «Роскосмос», «Росатом», Промсвязьбанк и др.), а у государства будет преимущественное право выкупа.

Источник: https://www.rbc.ru/economics/16/03/2020/5e6f512e9a79476ec759ac2c

Последние изменения в законе о банкротстве физических лиц

Изменения в фз о несостоятельности банкротстве

Процедура банкротства физических лиц помогает гражданам избавиться от непосильных долгов, а кредиторам — списать бесперспективные задолженности, а при возможности получить денег с должника за счет реализации его имущества.

И если поначалу спорные моменты возникали регулярно, то с расширением судебной практики и выходом пояснений от ВС России процедура признания граждан банкротами стала понятной и предсказуемой. Рассмотрим, что принесли нам последние изменения в закон о банкротстве граждан, и как они отразятся на процедуре признания неплатежеспособности в дальнейшем.

Подходит ли вам банкротство?

Мораторий на банкротство

Ст. 9.1 Закона о банкротстве № 127-ФЗ ввела новое понятие «мораторий на возбуждение дел о банкротстве». Теперь Правительство может отложить признание организаций и ИП несостоятельными по требованию кредиторов в период кризиса, чтобы спасти бизнес.

Для физических лиц мораторий не работает. Мораторий распространяется на долги, но не учитывает текущие платежи должника. Введение моратория в 2020 дало предпринимателям и юридическим лицам небольшую передышку, временно защитив их от принудительного банкротства.

В дополнение к этому, статья 95 127-ФЗ предусматривает:

  • приостановление исполнительных производств и принудительного взыскания через ФССП, за исключением долгов по зарплате и непосредственно затрагивающих личность кредиторов (алименты, возмещение вреда);
  • приостановление пени и штрафов в связи с неисполнением долговых обязательств;
  • если в суде уже начато производство по делу о банкротстве предприятия или ИП, то дело будет отложено до момента снятия моратория.

Однако закон о банкротстве с поправками в части моратория лишает организации и предпринимателей права выплачивать дивиденды, производить взаимозачет встречных требований и совершать сделки. Сделки по выводу активов, произведенные при наложенном моратории, будут признаны ничтожными.

Это риск для контрагентов — поэтому под мораторием фирме сложнее, к примеру, продать часть оборудования, чтобы продолжить работу. Если компания чувствует себя устойчиво, она вправе подать заявление об отказе от моратория, чтобы спокойно заключать сделки и выплачивать дивиденды.

Сведения о компаниях, которые защищены от банкротства мораторием, и тех, кто заявил об отказе, публикуются на сайте Федресурс.

Мораторий на банкротство был введен с 1 апреля 2020 года как мера поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, пострадавших от коронавирусных ограничений. Узнать, распространяется ли мораторий на конкретную организацию или ИП можно в специальном разделе на сайте налоговой службы.

21 июля 2020 внесены изменения, которые запрещают ЕФРСБ публиковать сообщение кредитора об обращении в суд с признанием несостоятельным должника из мораторного списка. То есть банки и поставщики не могут до октября письменно объявить, что намерены банкротить фирму-неплательщика из пострадавших отраслей. Сам должник вправе подать заявление на свое банкротство.

Рекомендуем статью Банкротство ИП, в которой рассказано об особенностях и последствиях признания предпринимателя несостоятельным. Если у вас есть вопросы, позвоните юристу, он проконсультирует по конкретной ситуации.

Внесудебное банкротство с 01.09.2020

Минэкономразвития разрабатывало механизм упрощенного банкротства с 2019, и в связи с кризисом в 2020 году оперативно принят закон: упрощенное списание долгов будет проходить в виде бесплатной внесудебной процедуры.

Когда поправки вступят в силу?

Законопроект о внесудебном порядке банкротства физических лиц прошел второе и третье чтение в Государственной думе РФ в июле 2020 года. После одобрения в Совете Федерации и подписания Президентом закон должен быть опубликован. После опубликования он вступает в силу не ранее 01 сентября 2020.

Списать долги бесплатно разрешили при просроченной задолженности от 50 000 до 500 000 рублей. Государственную пошлину за услугу удерживать не будут. Отказались авторы проекта и от привлечения к делу арбитражного управляющего, процедура проходит через многофункциональные центры. Гражданин или ИП может подать заявление в МФЦ по месту жительства или постоянного пребывания.

У должника не должно быть имущества и денег для погашения кредиторских требований. Неплатежеспособность устанавливается постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства по п. 4 ч. 1 ст. 46 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве».

Поправки в закон о банкротстве физических лиц предполагают следующий порядок внесудебного банкротства:

  1. Человек обращается в МФЦ. Нужно указать в заявлении всех кредиторов и размер задолженности перед каждым.
  2. МФЦ проверяет информацию. На проверку достоверности сведений отведен один день — в электронном виде делается запрос в ФССП о том, были ли окончены испол. производства по за неимением имущества, и не открыто ли новых. Если сведения не подтвердят, многофункциональный центр вернет заявление. Повторно обратиться разрешат лишь через 1 календарный месяц.
  3. После проверки МФЦ в 3-дневный срок публикует информацию о банкротстве в едином государственном реестре — ЕФРСБ.
  4. Далее последует 6-месячная процедура. Кредиторам предоставят полномочия по розыску имущества должника, проверке долгов. Начисление штрафов, пени и процентов приостановят.

    Кредиторы занимаются розыском имущества и счетов путем запросов в официальные органы: Росреестр, ГИБДД, ГИМС, ФНС, в банки. При обнаружении доходов или собственности, которую можно продать, кредитор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о введении в отношении должника стандартной процедуры банкротства.

    Также в суд могут обратиться и кредиторы, случайно или намеренно не указанные должником в заявлении о признании несостоятельности по внесудебной схеме.

  5. Если кредиторы не подали возражений, через полгода человек объявляется банкротом, его долги признают безнадежными и списывают.

Правило не коснется личных обязательств:

  • алиментов;
  • компенсаций вреда здоровью и жизни;
  • субсидиарной ответственности;
  • санкций за административные правонарушения и уголовные преступления.

Списать такие долги не получится.

Также принятый законопроект предусматривает ряд ограничений. Во время банкротства гражданину запретят брать кредиты и займы, выступать в роли поручителя или передавать имущество в залог.

О поступлении в собственность денег или иных ценностей заявитель должен будет уведомлять многофункциональный центр. В этом случае процедура финансовой несостоятельности прекратится.

Мы подробно разобрали поправки о внесудебном банкротстве в этом материале.

Подойдет ли вам внесудебное банкротство?

Изменение общего порядка банкротства

Также внесены изменения в закон о банкротстве физического лица, касающиеся судебного порядка процедуры:

  • официально можно банкротиться без имущества. До 2020 года возникали споры по этому поводу. Учитывая на однозначную позицию ВС РФ, в законе прописали, что отсутствие у гражданина-должника имущества не может служить препятствием к введению процедуры реализации и списанию долгов. Главное, чтобы должник оплатил свое банкротство.При полном отсутствии собственности конкурсная масса не формируется, банкротство пройдет без торгов, о чем финуправляющий доложит суду. Если объектов собственности недостаточно для покрытия расходов на банкротство, собственность нужно продать. В обоих случаях долги спишут безвозвратно.
  • Расширение обязанностей финуправляющего. С 01 сентября 2020 Арбитражный управляющий будет публиковать отчеты о результатах банкротства в отношении всех физлиц, включая тех, кто не был ИП. Он обязан опубликовать сведения в течение 10 дней с момента завершения процедуры. Требования к оформлению отчетности перечислены в тексте законопроекта и включают в себя 11 пунктов. Это ФИО, номер дела, наименование суда и следующие данные:То есть станут общедоступными сведения о ходе банкротства, и об источниках его финансирования. сообщения меняется в зависимости от того, какая была применена процедура банкротства: реструктуризация задолженностей или реализация имущества.

Последние изменения сделали банкротство более публичным. И официально позволили гражданам без имущества списывать свои долги.

Узнать стоимость банкротства

Поправки о разделе имущества супругов при банкротстве

Госдумой в первом чтении был принят законопроект, изменяющий механизм регулирования имущественных отношений супругов: они затронули раздел имущества, положения о брачном договоре и процедуру банкротства физических лиц.

Рассмотрим кратко список вносимых изменений:

  1. Законопроект вводит официальное понятие семейного банкротства и позволяет супругам признать себя несостоятельными по общим долгам в одной процедуре.
  2. Раздел имущества будет осуществляться в рамках банкротной процедуры. Раньше деньги, машины, недвижимость и детей делили в отдельных судопроизводствах, что затягивало производство.
  3. Вводят правила деления общего имущества супругов. Они будут одинаковы при судебном разделе, и при разделении по соглашению.
  4. Проведенные без согласия супруга сделки приведут к уменьшению его доли в общем имуществе. То есть если муж без согласия жены продаст машину, его доля в праве на гараж будет уменьшена.
  5. Брачный договор будет признаваться ничтожным только в ограниченном количестве случаев, подробности пока в разработке.
  6. Государственная регистрация совместно нажитой собственности как общей будет производиться в автоматическом режиме. Напомним, сейчас в выписке значится только муж или жена — так называемый титульный владелец. Информацию, что собственность общая, и половина принадлежит супругу, будут отражать сразу.

Когда примут законопроект, пока остается только догадываться и отслеживать свежие новости. Как сейчас проходит банкротство супругов, каковы риски, и какие выгоды можно извлечь, мы рассказали здесь.

А пока мы рекомендуем не накапливать долги и подавать на банкротство уже сейчас — узнать о стоимости и условиях сопровождения банкротства под ключ вы можете, позвонив нашим юристам или написав нам онлайн.

Бесплатная консультация по списанию долгов

Оставьте свой телефон, специалист перезвонит вам в течение 1 минуты

Наша команда

Максим Поляк

Руководитель департамента сопровождения процедур банкротства

Андрей Холуев

Ведущий юрист отдела банкротства физических лиц

Екатерина Урываева

Юрист отдела банкротства физических лиц

Исраил Хашагульгов

Ведущий юрист судебного департамента

Никита Облезнев

Ведущий эксперт по списанию долгов

Источник: https://fcbg.ru/poslednie-izmeneniya-v-zakone-o-bankrotstve-fizlic

Поправки 2020 г. в ФЗ о банкротстве хозяйствующего субъекта с правом юридического лица

Изменения в фз о несостоятельности банкротстве

Министерство экономразвития РФ внесло объемный пакет поправок в федеральный подзаконный акт «О банкротстве». Основная часть поправок относится к теме банкротство юридических лиц.

Из этого законодательного акта убраны такие возможности, как оздоровление финансового положения должника, внешнего независимого управления и процедуры наблюдения. Остаются без изменений право сторон подписать мирное досудебное соглашение и процедура конкурсного производства.

В обновленном законе появится возможность реструктуризации задолженности банкрота. Остается также введенный весной 2020г. 6-ти месячный запрет на процедуру банкротства должника.

Изменения в порядке назначения арбитражного управляющего

Данная поправка должна прекратить практику назначения арбитражного управляющего–«своего человека», а также исключить возможность осуществления контролируемого банкротства.

В обновленной статье 45 указано, что арбитражный управляющий будет назначаться исключительно в соответствии с рейтингом, то есть в случайном порядке. Вознаграждение управляющему за работу будет иметь фиксированный размер и определяться длительностью процедуры банкротства.

Чем больше времени занимает процедура, тем меньше вознаграждение для управляющего (ст.1, п.23).

Изменения в порядке банкротства юридических лиц 2020 в части продажи активов банкрота

В порядке продажи активов должника предлагается возможность выставлять все имущественные активы, используемые для предпринимательства, и продавать их по частям. Одним из базовых условий поправки является требование продавать имущество как можно дороже, с наименьшими расходами и как можно быстрее.

При продаже имущественных активов должника нужно соблюдать следующие правила:

  • если в результате первых торгов имущество банкрота не удалось продать, то, начиная с вторых торгов, оно должно будет продаваться по частям;
  • заново определяются сроки проведения повторных торгов для продажи имущественных активов должника.

Сообщение о проведении торгов имуществом банкрота должно публиковаться на специальном интернет-портале за 30 календарных дней до их начала. (ст.92, п.1). Эта поправка должна помочь привлечь внимание к торгам как можно большего числа потенциальных покупателей – физических и юрлиц.

В процессе проведения торгов имущества его стоимость должна будет пошагово повышаться или понижаться. На каждом из шагов можно представлять только одну цену.

По мнению специалистов, это поможет избежать резкого удешевления стоимости имущественных активов должников.

На сегодня имущество банкрота продается примерно в 5 раз дешевле его реальной стоимости, соответственно кредиторам возвращается только 5% долгов.

Когда наберут правовую силу предлагаемые поправки

Поправки в закон о банкротстве юридических лиц 2020 должны приобрести силу закона в декабре 2020г. – январе 2021г. Следует обратить внимание на то, что вносимые в закон изменения будут иметь обратную силу. То есть они будут применимы к банкротствам, возбужденным до того, как поправки набрали законодательную силу (Проект, ст.19).

Особенность процедуры банкротства на период моратория 2020 года

С апреля месяца текущего года в течении полугода действует мораторий на возбуждение судебного делопроизводства по делам, касающихся банкротства.

На указанный период должник может получить рассрочку на погашение своих задолженностей.

В это число попадают индивидуальные предприниматели, хозяйствующие субъекты с правом юрлица, находящихся под внешним управлением.

Все они получили право на обращение в АС с иском о предоставлении отсрочки по представлению суда на срок, начиная с даты 1-го собрания кредитодателей должника (ФЗ за номером 127, ст.9.1, п.3.1 от 26.10.2007г.).

Рассрочка предоставляется должникам при соблюдении следующих условий.

  1. Прибыль банкрота за текущий период должна быть меньше на 20% от прибыли, полученной за аналогичный временной промежуток предыдущего года. В ситуации, когда в процедуре банкротства не прошел ни один отчетный период, необходимо сравнивать прибыль банкрота за два предыдущих перед возбуждением процедуры банкротства года.
  2. У банкрота нет долгов перед гражданами за причинение вреда их здоровью или жизни, а также долгов по оплате выходного пособия и долгов по выплатам работникам, трудящихся по трудовому договору.
  3. Собрание кредитодателей банкрота постановило не подписывать мирное досудебное соглашение или воздержалось от его принятия.
  4. В судебное учреждение кредиторами не подавалось исковое заявление с требованием о признании должника банкротом на период действия моратория в соответствии со ст.9.1, п.2.
  5. Должник подал в судебное учреждение исковое заявление на признание его банкротом не менее, чем за 30 календарных дней после даты начала моратория на процедуры банкротства.

Обанкротившийся субъект хозяйствования может в самостоятельном порядке подавать исковое заявление с просьбой о начале процедуры банкротства. Для этого предприятие-должник должно не вводить мораторий в отношении его, подав соответствующее заявление в письменной форме. К введению процедуры банкротства можно приступать после опубликования этого заявления.

При своевременном обращении адвокат в Санкт-Петербурге поможет провести процедуру банкротства в соответствии со всеми введенными поправками в закон

Источник: https://sstumanov.ru/popravki-2020-g-v-fz-o-bankrotstve-xozyajstvuyushhego-subekta-s-pravom-yuridicheskogo-lica/

Проект изменений в Закон о банкротстве. Что изменится для компаний и арбитражных управляющих?

Изменения в фз о несостоятельности банкротстве

Минэкономразвития подготовило масштабный проект поправок в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве). Изменения касаются банкротства юридических лиц. Из Закона о банкротстве хотят исключить процедуры наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления.

В законе останется только конкурсное производство, а также появится новая процедура — реструктуризация долгов. Разработчики законопроекта рассчитывают, что изменения помогут банкротам сохранять бизнес и восстанавливать платежеспособность компании. Сейчас подобным образом заканчивается меньше 2% банкротств. Этот показатель хотят увеличить хотя бы до 10%.

Предполагается, что изменения вступят в силу с 2021 г.

Минэкономразвития России подготовило и разместило на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О несостоятельности (банкротстве)“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект опубликован на regulation.gov.ru под ID 02/04/03-20/00100272, далее — Проект).

В этом Проекте Минэкономразвития предлагает оставить только две процедуры банкротства — реструктуризацию долгов и конкурсное производство, а также возможность выхода из него с помощью мирового соглашения.

Предусмотрены в законопроекте и меры по борьбе с контролируемыми банкротствами. Чтобы кредиторы не могли назначать «своего» управляющего, предлагается выбирать управляющего случайным образом на основе рейтинга (ст. 45 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

Оплата работы управляющего будет фиксированной и зависеть от объема поступлений в конкурсную массу и скорости банкротных процедур (п. 23 ст. 1 Проекта). Чем дольше длится процесс, тем меньше получит управляющий.

Публичное обсуждение Проекта закончится 3 апреля.

Процедура реструктуризации долгов

Реструктуризация долгов — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику — юридическому лицу в целях восстановления его платежеспособности, сохранения его бизнеса и удовлетворения требований кредиторов.

Согласно Проекту план реструктуризации долгов должно одобрить собрание кредиторов и утвердить суд (п. 72 ст. 1 Проекта). После этого в деле о банкротстве появится антикризисный управляющий.

Должник обязан предложить план реструктуризации долгов в течение четырех месяцев с даты введения процедуры (п. 1 ст. 70 Закона о банкротстве в редакции Проекта). Конкурсные кредиторы, управляющий, учредитель или участник банкрота тоже могут предложить свои планы (п. 2 ст. 70 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

В плане должно быть обоснование возможности восстановления платежеспособности компании и удовлетворения требований кредиторов.

Он может предусматривать реорганизацию должника, увеличение его уставного капитала, продажу предприятия или части его имущества, замещение активов, новацию обязательств, прекращение обязательств путем предоставления отступного, изменение сроков, порядка и объема исполнения обязательств, прекращение и изменение условий залога, прощение долга и т.д. Также возможна конвертация требований в доли в уставном капитале компании-должника, ее акции, облигации или иные ценные бумаги (п. 5 ст. 70 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

План реструктуризации должен предусматривать полное погашение задолженности по текущим платежам и требованиям кредиторов первой и второй очереди в течение трех месяцев с даты его утверждения.

Срок реструктуризации не может превышать четыре года со дня утверждения плана. Решением собрания кредиторов этот срок можно продлить еще на четыре года (ст. 83 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

После введения реструктуризации долгов:

  • снимаются ранее наложенные аресты и другие ограничения на имущество должника;

  • учредитель должника не сможет получить действительную стоимость доли;

  • нельзя распределять прибыль между участниками и учредителями, не допускается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;

  • не начисляются проценты и неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных и неденежных обязательств и обязательных платежей (ст. 64 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

Работа арбитражных управляющих

Сейчас кандидатуры арбитражных управляющих предлагает должник или кредитор. Это часто приводит к процедурам контролируемого банкротства, намеренному затягиванию процедур. Проект предлагает назначать арбитражных управляющих случайным образом на основе рейтинга (ст. 44.1 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

Саморегулируемым организациям (СРО) арбитражных управляющих будет присваиваться рейтинг в зависимости от того, насколько быстро проведены предыдущие процедуры банкротства, возвращены долги, были ли нарушения. Наиболее эффективные СРО будут назначаться на процедуры банкротства случайным образом и выбирать из своих членов управляющего (ст. 44.1 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

Проект предусматривает подробный порядок и формулы расчета баллов арбитражных управляющих (ст. 44.2 Закона о банкротстве в редакции Проекта). Так, за каждый утвержденный план реструктуризации управляющие будут получать по 60 баллов, а за успешное исполнение каждого такого плана — еще 140 баллов (п. 3 ст. 44.1 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

Вознаграждение, выплачиваемое арбитражному управляющему в деле о банкротстве, будет состоять из фиксированной суммы и суммы процентов. Фиксированная сумма зависит от процедуры и группы должника. Например, за завершение конкурсного производства/введение реструктуризации долгов/прекращение процедуры банкротства управляющий получит от 100 000 до 500 000 руб.

Антикризисный управляющий сможет получить единовременно за период с даты введения реструктуризации долгов до даты утверждения плана реструктуризации долгов либо прекращения производства по делу о банкротстве от 150 000 до 300 000 руб. (п. 3 ст. 20.6 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

Проект вводит обязательную государственную регистрацию арбитражных управляющих по аналогии с индивидуальными предпринимателями. Для нее необходимо членство в одной из СРО, а все действующие арбитражные управляющие должны быть внесены в госреестр.

Проект также предусматривает появление нового органа, который будет принимать экзамены на статус арбитражного управляющего, и органа, проводящего проверку заключений арбитражного управляющего о признаках преднамеренного или фиктивного банкротства с полномочиями привлекать управляющих к административной ответственности. Минимальная страховая сумма для арбитражных управляющих увеличивается до 20 млн руб. (п. 2 ст. 24.1 Закона о банкротстве в редакции Проекта). Сейчас эта сумма составляет 10 млн руб.

Должников разделят на группы

Проект делит всех должников на три группы (п. 1 ст. 45 Закона о банкротстве в редакции Проекта). Группа должника влияет на количество баллов, которые получит управляющий при работе с таким должником, и на саму процедуру назначения арбитражного управляющего.

К первой группе должников относятся:

  • граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;

  • компании и индивидуальные предприниматели, доход которых за предшествующий банкротству год не превышает 800 млн руб., а совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности на 31 декабря предшествующего календарного года не превышает 300 млн руб. (для юридических лиц).

Вторая группа должников — это компании и индивидуальные предприниматели, доход которых за предшествующий банкротству год не превышает 2 млрд руб., а стоимость активов не превышает 1,5 млрд руб. (для юридических лиц).

Третья группа — все остальные должники, которые не отвечают условиям первой и второй групп (п. 2 ст. 45 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

Назначение арбитражного управляющего будет зависеть от того, к какой группе относится сам должник: СРО первой группы может предлагать арбитражного управляющего только для должников первой же группы, СРО второй группы — для должников второй и первой групп, а СРО третьей группы — для любых должников. При отсутствии СРО третьей группы кандидатуры управляющих могут предлагать СРО второй группы. Принадлежность СРО к определенной группе будут определять его члены на общем собрании, а сведения об этом должны содержаться в госреестре.

Продажа имущества банкрота

Проект поправок предусматривает продажу имущества должника по наиболее высокой цене с минимальными расходами и в возможно короткий срок (п. 3 ст. 84 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

На продажу можно будет выставлять как весь имущественный комплекс, предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности, так и имущество должника по частям (п. 1 ст. 85 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

Порядок продажи имущества может предусматривать, что если предприятие должника не было реализовано на первых торгах, то после этого имущество должника подлежит продаже по частям, начиная с новых первых торгов.

При этом исчисление сроков, установленных для продажи имущества, начинается заново (п. 5 ст. 90 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

Чтобы привлечь к торгам больше покупателей, включая физлиц, все объявления о продаже имущества банкротов будут публиковаться в удобном виде на специальном сайте. Информация будет появляться за 30 дней до начала проведения торгов (п. 1 ст. 92 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

Проведение торгов

Сейчас нельзя провести торги как на повышение, так и на понижение цены за одну сессию. Первые два этапа идут на повышение, после чего невостребованные активы продаются через публичное предложение.

Проект предлагает проводить торги путем последовательного поэтапного изменения (повышения или понижения) начальной цены на один шаг торгов. При этом в ходе каждого этапа может быть представлено только одно предложение о цене, равной цене этого этапа.

Ценой первого этапа является указанная в сообщении о торгах начальная цена (п. 2 ст. 95 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

Сейчас в среднем активы при банкротстве продаются в пять раз дешевле рыночной стоимости, и в результате кредиторы получают не более 5% задолженности.

Вступление в силу

Предлагаемые поправки в Закон о банкротстве в случае их одобрения вступят в силу через шесть месяцев после их опубликования. Важно, что поправки будут иметь обратную силу — большинство новых норм будет работать в делах о банкротстве, производство по которым было возбуждено до даты вступления в силу поправок (ст. 19 Проекта).

Предполагается, что Госдума начнет рассматривать Проект уже в весеннюю сессию 2020 г. Вступление в силу запланировано на 2021 г.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/416326/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.