Консультации для опекунских семей

Психолого-педагогическое сопровождение опекунских семей

Консультации для опекунских семей

ГКУ СО «Центр Семья Самарского округа» Куйбышевское отделение педагог-психолог Тараканова Е.В. педагог-психолог Кащаева Т.В.

«Психолого-педагогическое сопровождение опекунских семей»

«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми».                                      Оскар Уайльд

Семья играет роль важнейшего и самого первого института социализации личности. Именно в семье ребенок может усвоить социальные роли, модели адекватного поведения, получает первый опыт социального взаимодействия.

На протяжении достаточно длительного времени семья для ребенка является единственным местом получения такого опыта. В исследованиях А.А. Бодалева, Э.Г. Эйдемиллера, А.Г. Шмелева, В.В. Столина, А.С. Спиваковской,  В.Л. Леви, С.В. Ковалева, В.Н. Дружинина, В.

Дубровиной, Н.Ю. Синягиной семья рассматривается в качестве «модели и формы базового жизненного тренинга личности».

Семья становится развивающим пространством,системой условий, создающих возможности для развития, как каждого отдельного ее члена, так и всей семьи как единого социального организма.

Бесспорно, семья является наиболее благополучной средой для развития здоровой личности, обладает особой психологической атмосферой любви и уважения, поддержки и понимания. Именно семья приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам.

В современном обществе особенно актуальна проблема социальной адаптации и успешной интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Актуальность рассматриваемой проблемы состоит в том, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, представляют определенную группу, которая не способна без помощи  и поддержки государства, социальных институтов, важным из которых является замещающая семья, адаптироваться в современном обществе.

Сегодня социальное сиротство обусловлено комплексным воздействием различных негативных факторов, включая экономический (низкий уровень жизни), медицинский (инвалидность, заболевания), социальный (военные конфликты, миграция, социально-экономическая нестабильность), экологический (неблагоприятная, а иногда и опасная для жизни среда обитания), семейный (педагогическая и социальная несостоятельность родителей) и, наконец, личностный (отклонения в личностном и социальном развитии, патологические черты личности т.д.).

Практика показывает, что в подавляющем большинстве бывшие воспитанники госучреждений оказываются не готовыми  к самостоятельной жизни за пределами госучреждения. Они сталкиваются с проблемами решения бытовых проблем, определения своего места в жизни, профориентации, создания полноценной семьи.

Значительный процент молодежи, воспитывавшихся в учреждениях, подвержен влиянию деструктивных социальных течений, склонен к проявлению социально-психологической дезадаптации. Основная причина этих проявлений – отсутствие своевременно привитых навыков социализации, а также иждивенческая позиция, сформированная в условиях учреждения.

Воспитание детей, лишенных родительского попечительства, – одна из самых острых социальных проблем. Защитить и сберечь детство – значит, проявить реальную заботу об охране, укреплении и пополнении интеллектуального потенциала общества.

В России альтернативным государственным учреждением модели жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей по-прежнему остается опекунство, приемные семьи, семейные воспитательные группы, патронатное воспитание.

Опека и попечительство – семейная форма устройства детей, оставшихся без попечительства родителей, когда ребенок передается на воспитание иному лицу с правами близкими к родительским. Государство выплачивает опекуну средства на содержание ребенка.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство – над детьми от 14 до 18 лет. Ребенок считается воспитуемым, родственные права и обязанности не возникают, права опекуна прекращаются по исполнению 18 лет ребенку.

Опекун выполняет свои обязанности безвозмездно.

Семья предоставляет ребёнку не только оптимальные возможности для формирования личности, но она также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпосылки для вступления в самостоятельную жизнь.

Ребёнок, попавший в замещающую семью, становится активным участником воспроизводства семейного опыта через взаимодействие с членами семьи, взаимное влияние, общение с представителями разных поколений, родственниками.

У детей появляется положительный опыт семейной жизни, они впоследствии смогут сами стать эффективными родителями

Воспитательная значимость семьи особенно возрастает при формировании личности опекаемых детей. От гармоничных взаимоотношений ребенка с новым социальным окружением зависит, насколько адекватными и успешными будут его отношения с социальной средой в целом, со сверстниками и другими взрослыми.

Вследствие того, что опекаемый ребенок уже имел негативный опыт взаимодействия с прежней семьей, особенно важно избежать ошибок в построении родительско-детских отношений в замещающей семье. По мнению Н.А.

Морозовой, основной причиной негативных внутрисемейных взаимоотношений является, как правило, неверная позиция опекунов, которая и определяет тип воспитания в опекунской семье [3, 26] Детям-сиротам необходима не просто семья, а родители, обладающие определенными ресурсами для их интеграции в семью и общество, родители, специально подготовленные к работе с ребенком, имеющим депривационные нарушения развития.

Приход ребенка в замещающую семью оказывает влияние на каждого члена семьи,  меняется система внутрисемейных отношений, структура семьи, ее статус. Принятие решение о воспитании ребенка возлагает на опекунов серьезную ответственность и способствует развитию у них таких неблагоприятных эмоционально-личностных особенностей, как:

  • повышенная эмоциональная чувствительность;
  • утрированное чувство долга;
  • недостаточная уверенность в своих воспитательных возможностях;
  • сниженная самооценка;
  • повышенный уровень личностной тревожности.

Из этого следует, что качественные и количественные изменения, происходящие в замещающей семье и связанные с появлением в ней ребенка, проявляются на психологическом, социальном, соматическом уровнях и часто приводят к формированию у родителей различных типов негармоничного воспитания.

В целях предупреждения нарушений родительско – детских отношений необходимо как можно раньше, особенно на этапе становления семьи, организовать психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей.

В связи с этим, специалистам ГКУ СО «Центр Семья Самарского округа» Куйбышевского отделения представляется необходимой разработка направлений и определение форм психолого – педагогического сопровождения таких семей, с помощью которых могли успешно преодолеваться внутриличностные конфликты и эмоциональные проблемы опекаемых детей и их новых родителей.

Целью психолого – педагогического сопровождения опекунских семей является оптимизация социальной ситуации развития и родительско – детских отношений в замещающей семье.

Задачи психолого – педагогического сопровождения опекунских семей:

  • изучение тактики воспитания и родительской позиции кандидатов в опекуны;   
  • формирование у опекунов психологической  готовности принять эмоционально-личностные особенности ребенка;
  • психолого – педагогическая помощь опекаемому ребенку на этапе адаптации к новым социальным условиям в замещающей семье;
  • создание в замещающей семье оптимального эмоционального климата, благоприятного для личностного и познавательного развития ребенка;
  • обеспечение психологической поддержки замещающей семьи в кризисные периоды взросления опекаемого ребенка;
  • динамическое наблюдение внутрисемейных отношений в замещающей семье и своевременное оказание консультативной и психокоррекционной помощи.

Для реализации цели и задач социально-психолого-педагогического сопровождения замещающих семей социальным педагогом и педагогом – психологом Центра “Семья” был составлен цикл занятий для опекунов.

Основными формами психолого-педагогической работы стали:

  • групповые лекционно-консультативные занятия;
  • тренинговые занятия;
  • индивидуальные консультации.

Одним из направленийв психолого-педагогической работе с замещающей семьей стали групповые лекционно-консультативные занятия на базе нашего отделения «Родительская Академия»..

Курс лекционно-консультативных занятий рассчитан на год. Занятия  проводятся каждый понедельник в течение учебного года. Занятия освещали наиболее актуальные и интересные темы по запросу опекунов. Среди обязательных вопросов для рассмотрения и обсуждения с родителями следует отметить следующие темы:

  • «Как продуктивно общаться с приемным и опекаемым ребенком?»
  • «Школьные проблемы и пути их решения»
  • «Что требовать и как запрещать?»
  • «Формы проявления любви»
  • «Агрессивные дети. Причины, проявления, профилактика агрессивного поведения.»
  • «Свободное время для души и с пользой»
  • «Детская лень, причины, профилактика»
  • «Подросток в мире вредных привычек. Профилактика зависимого поведения»
  • «Как понять и как услышать ребёнка. Наука общения с ребёнком».
  • «Семья и ее ценности связь поколений»
  • «Тревожные дети. Причины  и способы их преодоления»

Так же важным направлением в психологической работе с замещающей семьей является проведение родительско – детских тренинговых занятий.

Основные  задачи тренинговой работы с опекунами:

  • реконструкция родительско-детских отношений в замещающей семье;
  • формирование эмоционально-комфортного психологического климата, способствующего успешной адаптации опекаемого ребенка в замещающей семье.

Составтренинговойгруппы для опекунов  6 – 8 человек. Занятия с опекунами проводится совместно педагогом – психологом и социальным педагогом, их продолжительность составляет 40 минут.

На занятия в одну группу включаются опекуны, имеющие разный социальный статус и уровень образования.

Полиморфность состава групп позволяет педагогу – психологу создавать на занятиях различные ситуации, требующие от родителей взаимопомощи, взаимообучения, гибкости поведения, эмпатии и эмоционально-адекватного восприятия своих и чужих семейных проблем.

https://www.youtube.com/watch?v=gW_0wpJW9ek

Родительские занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от этапа работы. В каждом занятии, помимо новой информации, уточненяются наиболее значимые моменты прошлого занятия.

Разминка и домашние упражнения для совместного выполнения родителями с детьми носят ритуальный характер.

На протяжении всего цикла занятий родители заполняют Семейный дневник настроения в соответствии с заданиями психолога.

Основными  методами психолого-педагогической работы в группе являются: скрининг-диагностика эмоционального состояния, консультирование по вопросам воспитания и развития детей и подростков, психомышечная тренировка и аутотренинг, рисуночная терапия, ролевой и игровой тренинг.

Анализируя опыт работы Центра «Семья» Куйбышевского отделения, с категорией – замещающая семья, можно сделать вывод, что задача построения новых. видоизмененных отношений с другими людьми малоэффективна вне реальных групповых отношений.

Именно в процессе занятий можно увидеть наличие групповой динамики, перераспределение межличностных связей в процессе занятий, новые отношения, которые устанавливаются.

Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению опекунских семей в условиях Центра «Семья» ориентированы на улучшение качества различных сфер жизнедеятельности таких семей, на гармонизацию взаимоотношений в системе «ребенок – опекун», и конечно, на развитие, укрепление и повышение потенциала семьи в целом.

Литература

При составлении программы занятий с приемными родителями и опекунами использовались  научно-методические разработки Я.Л. Коломинского (1985, 1997), В.Л. Леви (1998), И.Ю. Левченко (2001), И.И. Мамайчук (2001, 2004), И.М. Марковской (1996, 2000), М.М. Семаго (1992), Н.

Ю. Синягиной (2001), В.В. Столина (1989), В.В. Ткачевой (1999, 2004, 2005), Г.Т. Хоментаускас (1989), Э.Г. Эйдемиллера (1990, 2000) в области семейного консультирования и специальной психологии. Морозова Н.А. Педагогическая поддержка семейно- го воспитания. – М., 1999.

Источник: http://www.gc-semya.ru/articles/view_articles/30

Программа тематических консультаций для родителей опекаемых семей

Консультации для опекунских семей

Программа тематических консультаций

для родителей опекаемых семей

Пояснительная записка

Цель программы – повышение педагогической культуры родителей; ослабление психической напряженности в отношениях детей и родителей.

Задачи программы:

  1. Способствовать осознанию родителей необходимости развития психолого-педагогической культуры.

  2. Способствовать повышению степени осознанности собственного поведения, выработка эффективных моделей поведения.

  3. Расширение навыков диалогического общения.

  4. Отработка новых способов и приемов поведения.

  5. Преодоление родителями неадекватных личных установок, особенностей поведения.

  6. Отработка новых приемов и способов взаимодействия с ребенком.

  7. Расширение сферы психологических знаний о развитии детей старшего дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста.

Принципы реализации программы:

  1. Принцип добровольности.

  2. Принцип компетентности.

  3. Доброжелательное и безоценночное отношение к клиенту;

  4. Ориентация на нормы и ценности клиента;

  5. Разграничение личных и профессиональных отношений; включенность клиента и специалиста в процесс консультирования.

К особенностям содержания программы относят ориентированность консультативных занятий на коррекцию эмоционально-личностной сферы родителей, развитие у них навыков адекватного поведения в сложных воспитательных ситуациях, повышения уровня педагогической культуры.

Формы работы:

    • Групповая консультация – форма по оказанию помощи в условиях взаимодействия специалиста с группой.

В группе создаются такие условия, чтобы каждый её участник мог проявить себя, а также чтобы возникали эффективные взаимодействия между членами группы, которые позволяет участнику адекватнее и глубже понять себя самого, осознать собственные неадекватные отношения, установки, эмоциональные и поведенческие и в конечном итоге изменить их в адекватной позитивной атмосфере.

    • Занятия с элементами тренинга – форма групповой работы, включающая дискуссионные методы, ролевые игры, психогимнастику.

Структура консультационных занятий традиционна и состоит из вступления, основной части и заключения. Во вступлении ведущий может либо просто сообщить тему занятия, либо задать родителям вопросы по обсуждаемой теме. Основная часть, как правило, содержит обсуждение и проигрывание ситуаций по предложенной теме, а заключительная направлена на анализ занятия, самопроверку и рефлексию.

Срок реализации программы: 6 месяцев. Занятия проводятся три раза в месяц. Длительность может варьироваться от 40 минут до полутора часов.

В реализации программы принимают участие педагог-психолог, социальный педагог.

Тематический план консультационных занятий

Ответственные

Приемы

(содержание)

Ознакомительное занятие.

Социальный педагог

Знакомство участников с тематикой занятий.

Воспитательный потенциал семьи.

Социальный педагог

Групповая консультация.

Осознание родительской роли в формировании личности ребенка.

Семейные роли и отношения.

Педагог-психолог

Занятие с элементами тренинга.

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

Супружеские конфликты и эмоциональное состояние ребенка

Педагог-психолог

Занятие с элементами тренинга.

Повышение самосознания и ответственности родителей

Родительский авторитет

Социальный педагог

Педагог-психолог

Групповая консультация

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей

Личный пример родителей

Социальный педагог

Групповая консультация

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей

Деструктивная семья

Педагог-психолог

Групповая консультация.

Анализ деструктивных семей, решение проблем данных семей

Конструктивная, гармоничная семья

Социальный педагог

Педагог-психолог

Групповая консультация.

Обучение родителей эффективным способам общения

Дети как безусловная ценность

Социальный педагог

Занятие с элементами тренинга.

Знакомство с понятием принятия ребенка, особенностями принимающего и непринимающего поведения родителя

Итоговое занятие

Социальный педагог

Подведение промежуточных результатов. Текущая диагностика.

Поощрения и наказания в семье

Социальный педагог

Занятие с элементами тренинга.

Повышение самосознания и ответственности родителей

Семейная жестокость

Социальный педагог

Групповая консультация.

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей

Виды нарушений семейного воспитания и характер ребенка

Социальный педагог

Педагог-психолог

Групповая консультация.

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей

Родительская позиция

Педагог-психолог

Занятие с элементами тренинга.

Корректировка представлений, ожиданий и установок родителей о ребенке и его особенностях.

Возрастная динамика родительского отношения к детям

Педагог-психолог

Групповая консультация.

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей

Детско-родительские конфликты: их профилактика и разрешение

Социальный педагог

Педагог-психолог

Занятие с элементами тренинга.

Прививать новые формы поведения

Роль семьи в предупреждении, неуспеваемости и недисциплинированности детей

Социальный педагог

Педагог-психолог

Групповая консультация.

Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка

Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте

Педагог-психолог

Групповая консультация.

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей

Отклонения в поведении детей и подростков, их предупреждение

Педагог-психолог

Специалист комиссии по делам несовершеннолетних

Занятие с элементами тренинга.

Заключительное занятие

Социальный педагог

Подведение итогов работы. Заключительная диагностика.

Отметим, что эффективность деятельности социального педагога напрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьей.

Недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное отношение при встрече, а также упреки, устрашения, ультиматумы.

В противном случае создается психологический барьер, из-за чего человек не может адекватно воспринимать даже вполне целесообразные предложения.

Предвидя трудный разговор, социальный педагог должен тщательно подготовиться к встрече. Собрать как можно больше информации о семье, тщательно обдумать содержание и форму беседы. В начале встречи нужно отметить благоприятные стороны жизни семьи, положительные качества собеседника. Завоевав расположение, необходимо найти тактичную форму для определения проблемы.

Успешной работе с семьей помогает атмосфера дружеских, партнерских, неформальных отношений между социальным педагогом и клиентами, чему способствуют проведение тематических встреч, вечеров отдыха и др.

В процессе их совместной подготовки предоставляется возможность лучше узнать друг друга, проявить взаимный интерес, внимание, тепло. Отметим также, что наблюдение за ребенком повышает чувствительность родителей к различным видам его поведения, ведет к их пониманию.

Научившись наблюдать, родители смогут самостоятельно изменить свою реакцию на поведение ребенка.

Список литературы

1. Брускова Е.С. Семья без родителей. – М.: Центр развития социально-педагогических инициатив и SOS – Интернациональ, 2006. – 111 с.

2. Василькова Ю.В. Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 440 с

3. Волкова Н. Социально – педагогическая служба школы – направления работы // Социальная педагогика – 2007 г. – №2.

4. Вырдин В.А. Управление социальной защитой детства: Учеб. пособие. – М., 2004 г.

5. Гуров В.Н., Социальная работа школы с семьей: Учеб. пoсoбие для студ. ВУЗов – М.: Педагогическое общество России, 2002 г. – 191 с.

6. Догавлевская А.И. Семейное воспитание приемных детей. – М., 1978.

7. Железнова А.К. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, №4. – 1998

8. Зарецкий В.К., Дубровская М.О. и др. Пути решения сиротства в России. М., 2002

9. Иванова Н.П., Заводилкина О.В. Дети в приемной семье. – М.: Дом, 2003.

10. Кравченко А.И.: Социальная работа: учеб. – М. изд. Проспект, 2008 г.

11. Лиханов А.А. Дети без родителей: Кн. для учителя. – М., 2000.

12. Назарова С. Центр социальной и психологической поддержки: работа с неблагополучными семьями // Социальная педагогика – 2007 г. – №1

13. Нормативно-правовые основы института приемной семьи в России: Методическое пособие. – Иркутск: ИГЛУ, 2003. – 61 с.

14. Павленко П.Д. Технология социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006 г.

15. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. №829 «О приемной семье».

16. Семейный кодекс Российской Федерации. «Нормы», Москва, 2007

17. Торохтий В.С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей.

18. Чарнецкой А.А. Технология социальной работы: Учебник – Ростов – н/Д: «Феникс», 2006 г.

19. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социальная педагогика» – М.: Академия, 2007 г. – 272 с.

20. Шахина Н.А. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста. 2005 г.

21. Шеляг Т.В. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. – М.: 1992 г. – 88 с.

Источник: https://infourok.ru/programma-tematicheskih-konsultaciy-dlya-roditeley-opekaemih-semey-2038574.html

Круглый стол с опекунами «Проблемы воспитания подопечных детей»

Консультации для опекунских семей

Наталья Силуянова
Круглый стол с опекунами «Проблемы воспитания подопечных детей»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 общеразвивающего вида городского округа город Нововоронеж»

Круглый стол с опекунами «Проблемы воспитания подопечных детей»

Работа с родителями (законными представителями)

Н. В. Силуянова воспитатель

01.02.2015

План проведения круглого стола

I часть

1. Знакомство.

2. Ввод присутствующих в тему круглого стола.

II часть

1. Выступление социального педагога на тему «Семья, проблемы, поиски решения».

2. Обсуждение проблемных ситуаций, которые возникают у опекунов (законными представителями) в семье (воспитатель Н. В. Силуянова)

III часть

Итог круглого стола памятки для опекунов (законных представителей)«Основные принципы воспитания без наказания»

Цель.

Изучить точки зрения опекунов по решению проблемных ситуаций, связанных с воспитанием детей в опекунской семье.

Задачи.

• Обсудить совместно различные ситуации воспитания и пути решения конфликтных ситуаций в опекунских семьях воспитанников.

• Развивать у опекунов интерес к совместному обсуждению проблем, возникающих в воспитании детей.

• Продолжать сотрудничество опекаемой семьи со ДОУ и социально – педагогическими службами.

Оборудование.

• Музыкальное сопровождение.

• Рисунки детей на тему: “Мой дом”.

• Памятка «Основные принципы воспитания без наказания»

1. Часть. Знакомство

Цель: познакомить присутствующих друг с другом.

Знакомство проходит по кругу. Начинает ведущий круглого стола. Называет свое имя и бросает мячик следующему участнику. Каждый по кругу делает то же самое.

Предлагаю озвучить правила, которыми мы будем пользоваться во время круглого стола.

1. Доверительный стиль общения.

2. Общение по принципу «здесь и теперь».

3. Активно участвовать в происходящем, контактировать как можно с большим количеством участников группы

4. Конфиденциальность (происходящее на занятии не выносится за пределы группы)

Для каждого ребёнка очень важно иметь свою семью, и сегодня наше государство и правительство прилагают все усилия, и разрабатывают программы развития семейных домов, приёмных семей, опекунских семей, чтобы ребенок мог полноценно развиваться и расти в любви, в семейном тепле и нормальных человеческих взаимоотношениях.

По количеству детей – сирот на каждые 10 тыс. детского населения Россия занимает сейчас первое место в мире. Ежегодно без семьи остаются около 20 тыс. детей.

В Российской Федерации проблема общего кризиса семьи привела к значительному росту детской безнадзорности и социального сиротства, к неуклонному росту количества детей, проживающих в интернатных учреждениях для детей-сирот.

II часть

Выступление воспитателя Силуяновой Н. В. по теме

«Семья проблемы, поиски решений»

Признайте уникальность своего ребенка. Чувства, желания и потребности ребенка уникальны. Прежде чем ругать малыша за плохое поведение, задумайтесь и попробуйте понять, что стало причиной непослушания. Обычно в основе этого лежат внутренние переживания, детские страхи или волнения ребенка. Постарайтесь найти их причину и попробуйте ее устранить.

Уважайте ценности ребенка. Необходимо признать личность ребенка, наличие у него ценностей, которые могут не пересекаться с Вашими собственными. Интересуйтесь тем, что любит Ваш малыш, с вниманием относитесь к тому, чем он увлекается, даже если это будут самые незначительные вещи.

Важно помнить, что ребенок имеет право на собственное мнение, и, если оно является ошибочным, старайтесь спокойно объяснить ему, в чем он неправ. Благодаря такому подходу у ребенка начнет формироваться собственная система ценностей, он научится анализировать свои мысли и действия.

Осознайте собственные ошибки.

Чтобы воспитание ребенка было эффективным, родителям, а вы теперь являетесь родителями, необходимо признавать свои ошибки и понимать, что идеальных людей не существует, и они не являются исключением.

Возможно, Вам придется пересмотреть систему претензий, предъявляемых к малышу, отказаться от каких-либо методов. Постарайтесь понять, не слишком ли высоки Ваши требования по отношению к ребенку.

Подавайте хороший пример. С того момента как ребенок появился в Вашей семье Вы для него становитесь для него своеобразным авторитетом. Постарайтесь передать ребенку свои знания и показать, как правильно общаться и вести себя с другими людьми.

Например, Вы с трудом сможете привить малышу любовь к чтению, если он никогда не видел Вас с книгой, и не заставите убраться в комнате, если сами не следите за чистотой в доме. Чтобы научить его уважать взрослых, следите за своим общением с окружающими и за тем, как Вы ведете себя в обществе.

Естественное желание ребенка – это подражание своим родителям.

Установите в семье правила. Придумайте список правил, которые будут обязательными для выполнения всеми членами семьи, и постарайтесь объяснить их значение ребенку. Следите, чтобы они не противоречили Вашим собственным действиям или словам.

Например, если ребенок должен мыть руки перед едой, значит, это должны делать все. В ином случае противоречия могут дезориентировать ребенка и усложнить формирование самоконтроля.

Установленные правила необходимо соблюдать не только дома, но и в гостях.

Иногда родители или опекуны спрашивают, почему у нас ребенок не такой, как все? Но ведь и его родители не такие как все.

Но если серьезно, то каждый человек уникален, а дети наши, уникумы еще те! А если говорить о воспитании, то надо помнить народную мудрость, что родители воспитывают ребенка, пока он поперек лавки лежит, а потом уже дети воспитывают нас. И это проверенная веками истина.

Сегодня мы здесь все вместе попытаемся обсудить проблемы в воспитании детей в Ваших семьях. Мы совместно обсудим различные ситуации воспитания и пути их решения, поговорим о взаимоотношениях.

А, теперь наши уважаемые опекуны сами расскажут, как Вам живётся в семье и с какими проблемами в воспитании детей Вам приходится сталкиваться.

(представляю первого опекуна; бабушку, которая воспитывает ребенка инвалида)

– Расскажите, пожалуйста, с какими проблемами Вам приходится сталкиваться?

– В какой помощи Вы нуждаетесь

(бабушка отвечает)

(представляю следующего опекуна, который в этом году пойдет в первый класс)

– Поделитесь с нами своим опытом в подготовке ребенка к школьной жизни.

(опекун отвечает)

Давайте попробуем обсудить несколько ситуаций, возникающие в каждой семье.

1 ситуация

Вы заняты, как Вам кажется, очень нужным делом. Подходит ребенок и просит Вас поиграть с ним. Что Вы ответите? Сможете ли вы сразу все бросить и уделить внимание Вашему ребенку?

(ответы опекунов)

2 ситуация

Вы в магазине с Вашим ребенком. Купили все, что необходимо и вдруг Ваш малыш просит купить ему маленькую недорогую игрушку. Вы понимаете, что она ему не нужна, что это каприз, мимолетная прихоть. Ребенок орет на весь магазин, привлекая к себе внимание. Как вы поступите в данной ситуации

(Ответы опекунов)

3 ситуация

Вы были в чем-то не правы. Например, вы несправедливо наказали ребенка за то, что он подрался с другим ребенком. Ваш малыш утверждает, что он участия в драке не принимал и его оклеветали. Вы ему не поверили, а потом оказалось, что Ваш ребенок прав. Сможете ли признаться ребенку в своей ошибке.

(Ответы опекунов)

Мы с Вами разобрали несколько простых ситуаций, с которыми каждый из Вас сталкивался не раз. Я, надеюсь, что мы все сделаем для себя нужные выводы и постараемся избегать конфликтных моментов.

III часть

Обсуждение памятки:

«Основные принципы воспитания без наказания»

• Терпение. Родители, отважившиеся на воспитание без наказаний, выбирают сложный и тернистый путь. На нем будет немало проблем, но при соблюдении всех условий они вырастят счастливого и самодостаточного человека.

Детей надо любить не за то, что они нам дают (чувство уверенности, полноценности и гордости, а любить просто так. Конечно, проще наказать, чем разбираться в причинах плохого поведения. Но в этом проявляется эгоизм родителей. Они делают легче для себя, ущемляя своего ребенка – маленькую личность.

• Принимать своего ребенка таким, какой он есть, со всеми проблемами, неприятностями и капризами. Он должен чувствовать, что его любят и ценят.

• Нужно уделять своему чаду достаточное количество внимания. Ведь именно его дефицит вызывает непослушание.

• Признавать личность ребенка. С самых малых лет, когда карапуз еще не умеет говорить, он уже выбирает себе одежду, игрушку. У него есть свои чувства и страдания. Нельзя ими пренебрегать. Ведь это губит индивидуальность.

Воспитание личным примером. Если запрещаете ребенку врать — не врите и не приукрашивайте сами. Соблюдайте правила всей семьей. Врожденный инстинкт ребенка подражать взрослым действует на подсознательном уровне. Попробуйте, и вы поймете, что это так.

• Чем больше давления, тем больше сопротивление. Если постоянно пилить — убери игрушки, сделай то, сделай это, не бери, не ломай, не трогай, то можно создать такую напряженную атмосферу, что ребенку захочется из нее сбежать. Что он и будет пытаться делать в капризах, протестах и истериках.

• Наказания подтверждают, что на каждую силу найдется еще большая сила. Малыш вырастет и ваш силовой и финансовый авторитет пропадет. Тогда придет понимание, что наказание – это ошибка воспитания, но будет уже поздно.

• Последовательность — помощник в соблюдении правил. Сказали, что не дадите конфету до ужина — не давайте. Если сегодня нельзя, а завтра можно, то можно всегда.

• Поддерживать нужное поведение поощрением. Дети быстрее забывают о наказании, которое грозит в случае шалости, но помнят о презентах за прилежное поведение.

• Родитель должен постоянно развиваться, учиться, чтобы взрослеющий малыш не поставил его в тупик сложными вопросами.

• Не вестись на провокацию — истерики, упреки, грубость. Будьте равнодушны к таким эмоциональным взрывам.

Многие родители сомневаются в правильности воспитания своего чада. Главное сомнение, конечно, всегда касается использования наказаний. Разговор идет вовсе не о ремне и порке, а о наказаниях вообще – таких, как угол, лишение компьютера или личных денег.

Как работает наказание?

Мы уверены, что знаем, что лучше для нашего ребенка. Эта точка зрения сохраняется всю жизнь. Но, решая за малыша, мы давим на его самостоятельность, превращая человека в тюфяка.

Нужно же обязательно прислушиваться к пожеланиям ребенка!

Давайте разберем несколько ситуаций

1. Ситуация. Мама (а опекаемые дети как правило своих опекунов называют мамами) одела на прогулку дочку в яркое, красивое платье, а ей захотелось поиграть в песочнице. Мама запрещает – ведь платье испачкается. Но одежда для дочки не важна, ей важен песок. Девочке все равно в чем гулять, главное — веселиться.

Как бы Вы поступили в данном случае.

(Ответы опекунов)

Вывод: Главное не превратить прогулку в пытку для обоих. И не наказывать дочку за то, что ей будет скучно и хочется играть.

2. Ситуация. Сын разыгрался и разбросал все игрушки, а собирать не хочет.

Что делать в данном случае?

(Ответы опекунов)

Вывод: Наказание это — дополнительный мотиватор, который ограничивает ребенка в каком-то действии. Но ребенок должен бояться не наказания, а закономерных последствий своих действий. Не убрал игрушки — не нашел любимого солдатика. Вот оно, наказание!

3. Ситуация. Ребенок взял без разрешения чужую вещь в детском саду и положил эту вещь к себе в шкафчик.

Ваши действия в этом случае.

(Ответы опекунов)

Вывод:Прочувствуйте вместе выход из проблемы. Нужно пояснить ребенку, что хозяин вещи расстроится, если не найдет ее на месте. Ведь она ему так дорога. Надо вернуть ее хозяину!

Наказывать ли ребенка за непослушание? Возможно ли обойтись без наказаний?

Родитель, добровольно выбравший этот путь, сталкивается с множеством сложностей. Но стоит понимать, что отсутствие наказаний — это вовсе не вседозволенность. Этот метод воспитания не лишает человека правил и норм поведения, и совсем не означает, что, если карапуз ударит соседа по песочнице, то его за это погладят по головке.

Основные принципы воспитания детей без наказаний

Известно, что дети, которые растут без наказаний, менее агрессивны. Ведь грубость — это месть за боль. Наказания порождают горькую обиду, которая глушит все, включая здравый смысл.

То есть, этот негатив ребенку некуда деть, а он жжет изнутри. Поэтому дети часто срываются на младших братьях, сестрах и домашних животных.

Надо учиться искусству растить детей. Воспитание без наказаний — большая и тяжелая работа. Главным образом, это работа над собой – ведь, что бы мы ни делали, дети все равно будут похожими на нас

Итак, Мы все поняли, что воспитание возможно без наказания!

Итог:

1. Полезность встречи.

2. Актуальность обсуждаемых ситуаций.

3. Атмосферу встречи.

4. Вручение памятки «Основные принципы воспитания без наказания»

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/kruglyi-stol-s-opekunami-problemy-vospitanija-podopechnyh-detei.html

Проблемы консультирования опекунов старшей возрастной группы

Консультации для опекунских семей

Обращение к проблеме консультирования опекунов, как одной из категорий замещающих родителей,  обусловлено, во-первых, требованиями практики, и, во-вторых, необходимостью методологической проработки данной темы.

Психологические проблемы сопровождения замещающих родителей: опекунов, приемных родителей, попечителей – все чаще обращают на себя внимание и находят отражение в теоретических и эмпирических исследованиях отечественных ученых, таких как Аладьин А.А., Николаева Е.И., Олейник В.В., Ослон В.Н., Фурманов И.А., Япарова О.Г.

Однако, несмотря на возросший интерес к данной тематике, недостаток ее методологической проработанности остается достаточно ощутимым.

В этой связи нами была сформулирована проблема исследования, которая заключается в необходимости методологического обоснования консультирования опекунов старшей возрастной группы, что позволило определить цель данной работы: описать проблемы консультирования данной категории опекунов.

В качестве объекта исследования выступили опекуны старшей возрастной группы, предметом исследования явились проблемы консультирования указанной категории граждан.

На этапе теоретического анализа было выдвинуто предположение, что существуют, по крайней мере, два вида проблем консультирования опекунов – объективные и субъективные. Субъективными проблемами консультирования выступают возрастные особенности опекунов. Объективной проблемой консультирования можно считать социальную ситуацию данной семьи.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  • Описать особенности опекунов старшей возрастной группы;
  • Рассмотреть и систематизировать запросы на индивидуальное консультирование;
  • Раскрыть проблемы консультирования;
  • Разработать методические рекомендации по консультированию опекунов старшей возрастной группы.
  • В качестве методов исследования использовались:

  • теоретические: теоретический анализ социально-психологической литературы;
  • эмпирические: анализ документов, беседа, наблюдение.
  • Теоретико-методологической основой данной работы являются: теория семейных систем М. Боуэна, эпигенетическая концепция Э. Эриксона, теория привязанности Дж. Боулби.

    Психологическое исследование проводилось в рамках психолого-педагогического сопровождения замещающих (опекунских) семей в                 г. Мурманск.

    В исследовании приняли участие 20 семей опекунов. Возраст опекунов  расположен в диапазоне от 48 до 78 лет.

    2 опекуна в возрасте до 50 лет, 1 – до 60 лет, остальные находятся в возрастном диапазоне от 60 до 78 лет. Всего детей, находящихся в условиях замещающей заботы –  20 человек, от 3-х до  17 лет.

    Из них 1 дошкольник, 9 младших школьников, 7 детей младшего подросткового возраста и 3 юношеского возраста.

    Анализ документов показал, что все  семьи представлены опекунами, являющимися кровными родственниками, 3 семьи бабушками по отцовской линии,  остальные семьи  бабушками  по материнской линии.

    Из них  в полной семье, где есть и бабушка, и дедушка воспитываются только шестеро детей. В 9  семьях опекуны на момент принятия в семью ребенка имели статус вдовы,   в 5 семьях  состояли в разводе.

    Высшее образование имеют 5 опекунов, остальные – среднее.

    Особенностями опекунов старшей возрастной группы выступают, изменения в  эмоционально-волевой и мотивационно – потребностной сферах. Например, в возрасте от 50 до 70 лет потребность в самореализации является одной из основных, все респонденты отмечают необходимость в ощущении собственной полезности и значимости для социума.

    После 70 лет актуализируется потребность в поддержании физического здоровья  на   приемлемом уровне, а желание участвовать в общественной жизни пропадает.

    Возрастные особенности опекунов являются значимыми в консультативном пространстве. В частности, следует обращать внимание на такие особенности как задачи возраста, преобладающие психические состояния.

    Следует помнить, что семейное консультирование опекунов старшей возрастной группы требует особой деликатности, так как семейная психотерапия, как это отмечается в работах З. Г. Эйдемиллера, И. В. Добрякова, И.М. Никольской,  не показана в случаях ригидности жизненных установок, особенно связанных с преклонным возрастом.

    Возможные перемены в функционировании семьи могут привести к психосоматическим расстройствам у пожилых людей и даже к смерти. [3]

    Анализ запросов клиентов старшей возрастной группы так же имеет свою специфичность.

    Как известно, семья обращается за консультированием вследствие дисфункции  удовлетворения  основных потребностей ее членов, что находит свое отражение в симптоматичном поведении ребенка, обусловленного возрастной ригидностью опекунов, их неспособностью адаптироваться к изменяющимся потребностям опекаемых.

    Однако все запросы опекунов представляют просьбы об оказании влияния на ребенка (подростка), в том, чтобы сделать его более послушным. Типичные фразы опекунов: «Заставьте его уважать меня, больше любить. Хочу, чтобы он меня слушался» и пр.

    Проблемы консультирования, в связи с вышесказанным, связаны, как правило, с возрастными особенностями опекунов и спецификой семейных отношений. В частности, наличие кровного родства в системе отношений опекун-ребенок обуславливает характерные для опекунских семей проблемы.

    Среди них можно выделить такие как: неудовлетворительное психоэмоциональное и психофизическое состояние опекунов, материальные затруднения, незавершенные задачи острого горя, вызванные смертью либо социальным неблагополучием собственных детей, а также расширение сферы родительских чувств, что ведет к путанице семейных ролей, страх «потери»  ребенка, проекция собственных нежелательных качеств на детей, чрезмерно выраженная «нормативность» жизни семьи и взаимоотношений в ней, устойчивость уклада семьи, низкий уровень семейной и психологической культуры.

    Не справляясь с воспитанием, бабушки выбирают доминирующую гиперпротекцию с элементами повышенной моральной ответственности на фоне эмоционального отвержения ребенка, что увеличивает  напряжение и дискомфорт в семье.

    В этих семьях у детей отмечается заниженная самооценка, недовольство опекуном и собой, нарастание  тревожности,  снижение уровня притязаний, рост  сомнения в своих возможностях, снижаются личные достижения, закрепляется неуспех.

    Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей – боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий, либо к протестным реакциям, вынуждая опекунов к поиску ресурсов вне пределов семьи.

    Совокупность перечисленных проблем не позволяет детям развить способности и интересы, затрудняет  их социальную адаптацию и как следствие получить качественное образование.

    Все перечисленные факторы нарушают нормальное течение жизнедеятельности семьи, препятствуя решению  возрастных задач развития детьми, и являются точками приложения для коррекционно-развивающей  и реабилитационной работы с семьей.

    Таким образом, проблемы консультирования опекунов старшей возрастной группы можно представить с двух сторон:

  • К субъективным проблемам консультирования мы относим такие возрастные особенности опекунов как: ригидность установок, убеждений; экстернальный локус контроля; эгоцентричность; ограничение социальных контактов
  • К объективным проблемам консультирования можно отнести социальную ситуацию данной семьи, что выражается в следующих характеристиках: опекунская семья, как правило, представляет собой закрытую систему; спутанные семейные роли; преобладающий стиль воспитания в семье – гиперпротекция; дети воспринимаются опекунами как инструмент для обретения смысла жизни.
  • Исходя из обозначенных проблем нами разработан ряд  рекомендаций, который позволит выстроить стратегию процесса психологического консультирования опекунов на перспективу.

    При организации консультативного пространства на всем этапе психологического сопровождения важно использовать нерефлексивное слушание, с целью снятия у опекунов избыточного напряжения и тревоги. Необходимо  применять психологическое поглаживание, поиск и взращивание ресурса клиента.

    В качестве примера приведем фрагмент консультации опекуна 72 лет (образование среднее, вдова, последние 12 лет не работает). Пришла  в центр за помощью, поскольку не понимает что случилось: внучка (10 лет) стала плохо учиться, грубит,  к психологу идти не хочет, говорит «Тебе надо ты и иди».

    ………

    Психолог: Как ваше здоровье?

    Опекун: Сердце пошаливает.

    Психолог:  Что с этим делаете?

    Опекун: Бросила курить  в прошлом году. Внучка настояла, чтобы я бросила, боится за мое здоровье.

    Психолог: Восхищаюсь вами, расскажите, как вам удалось сделать это? 

    Опекун: Положила папиросы на стол и сказала себе, что я больше не курю. Очень трудно было, но я терпела, семечки щелкала, когда очень сильно хотелось курить. А через неделю подруга старшей дочери принесла мне книгу Аллана Карра  “Легкий способ бросить курить”, я читала ее и мне помогло.

    Психолог: Вы любите читать? 

    Опекун: Да.

    ………

    В данном фрагменте консультативной работы показано как психолог применяя психологическое поглаживание  взращивает самооценку клиента («Восхищаюсь вами…»), с помощью техники ободрения, рефлексивного слушания,  постановки вопросов, исследует  ресурсы  клиента («…расскажите, как вам удалось сделать это?»).

     Диагностика семьи будет эффективнее, если использовать семейную генограмму, что, с одной стороны позволяет проследить историю семьи, семейный сценарий, мифы семьи, повторяющиеся паттерны взаимодействия.

    С другой стороны, при помощью данного метода актуализируется собственный опыт детско-родительских отношений опекуна, что является для него возможностью к переосмыслению своих установок по отношению к опекаемому.

    Генограмма так же может служить инструментом к наполнению жизни опекуна смыслом, позволяет ему увидеть свою жизнь как нечто целостное, непрерывное, взаимосвязанное и переоценив ее, подвести итоги.

    В ходе сопровождения опекунских семей были сформулированы следующие правила:

  • Инициировать общение с семьей не реже 1 раза в неделю.
  • «Снимать» избыточное напряжения опекуна.
  • Оказывать психологическую поддержку: поддержка самооценки, признание важности их труда для ребенка, общества, государства.
  • Использовать генограмму как диагностический и терапевтический инструмент, а так же как ресурс для опекуна.
  • Применять в ходе консультирования инновационную методику «Книга жизни», направленную на психологическую реабилитацию опекунов и опекаемых.
  • Привлекать к групповым формам работы: информирование, конференции для замещающих родителей, семинары, тренинг профессионального выгорания, тематические встречи, создание «сообществ опекунов».
  • Применять комплексный подход в сопровождении опекунской семьи (осуществлять посредничество между семьей и другими институтами социализации).
  • Следует отметить, что в рамках психолого-педагогического сопровождения семьи консультирование опекунов старшей возрастной группы является составной частью работы команды специалистов: психологов, социальных работников, социальных педагогов, специалистов отдела охраны прав несовершеннолетних, учителей, администрации школ и детских садов. Очевидно, что обозначенная проблема нуждается в дальнейшем теоретическом и практическом осмыслении.

    Литература

    1. Семья : психология, педагогика, социальная работа / Под ред. А. А. Реана. – М. : АСТ, 2010. – 576 с.
    2. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика / Пер. с англ. – М. : Когито-Центр, 2012. – 496 с.
    3. Эйдемиллер З. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия / уч. пособие для врачей и психологов. Изд. 3-е – СПб.: Речь, 2007. – 352 с.
    4. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб, 2000.

    Источник: https://www.b17.ru/article/konsultacia/

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.