Постановление о сносе ветхого жилья

Содержание

Принудительное изъятие единственного жилья – новый закон

Постановление о сносе ветхого жилья

С 2021 года в России произошли существенные изменения по вопросу права собственности граждан.

Теперь собственника квартиры или дома, проживающего в центральной части любого города страны – при наличии определённых обстоятельств, могут попросить собрать вещички и переехать в новую квартиру равной пощади, которую местный орган власти предоставит взамен изымаемой или получить компенсацию взамен изымаемой квартиры в доме, который уходит под снос.

Классно, – скажете Вы, — новая квартира взамен ветхого жилья! Да, действительно речь идет о переселении граждан из квартир, расположенных в неновых домах в центре города в квартиры в новостройках на окраинах.

Мы говорим о принятом в самом конце 2020 года законе № 494-ФЗ, который еще прозвали законом о всероссийской реновации.

И если в самом начале обсуждения реновации речь шла о том, что граждан, проживающих в центральных частях городов в старых, ветхих непригодных для проживания домах будут переселять в новостройки, то в окончательной редакции закона получилось так, что теперь можно заставить переехать на окраину города любого собственника квартиры, которая расположена в доме, находящемся в центре города. Даже если этот дом не ветхий, а просто требует дорогостоящего капитального ремонта. Невероятно! Давайте посмотрим – как такое стало возможно.

И еще, в конце статьи есть ответ на вопрос – будут ли изымать единственное жилье у должников по исполнительным производствам.

Кому могут принудительно поменять квартиру

В соответствии с законом о реновации с 2021 года местные органы власти самостоятельно будут определять территорию комплексного развития своего города.

Что это за территория? Речь идет о земельных участках в центре любого российского города, уже застроенных жилыми домами в предыдущие годы, но перспективных для переустройства и возведения на этой территории новых домов и инфраструктуры.

Главное условие – такие земельные участки должен быть интересны для освоения инвесторами и в первую очередь – строительными компаниями.

Объясняю простым языком. Ваша многоэтажка (вполне крепкая сталинка, хрущёвка, брежневка) но требующая дорогостоящего капитального ремонта. Местные органы власти приняли решение застроить квартал, в котором Вы живете, новыми высотками.

  Строительная компания, которая будет заниматься строительством бетонных муравейников – уже потирает руки от будущей прибыли с продажи квартир и коммерческих объектов в новых домах. Но есть проблема – это Вы со своей квартирой или домом, неудачно оказавшихся на месте, где чиновники и бизнесмены решили зарабатывать деньги.

Раньше, до 2021 года, в соответствии с Гражданским и Жилищным кодексом РФ застройщик обязан был умолять Вас получить деньги или более комфортное жилье поблизости – взамен Вашей квартиры или частного дома. Вы могли торговаться, просить больше денег или квадратных метров, или вообще упереться и отказаться съезжать из привычного для Вас места.

Закон был на Вашей стороне! Вы, будучи защищенным законным принципом верховенства права собственности – могли диктовать свои условия экономически более сильному субъекту – строительной коммерческой организации.

И с Вами обязаны были считаться!

И что мы получаем теперь? По новому закону о реновации, если 2/3 собственников квартир и коммерческих помещений Вашего жилого дома приняли решение о переселении – то Вы обязаны согласиться с коллективным мнением и получить или новое жилье, предложенное Вам для переселения, или деньги в соответствии с оценкой рыночной стоимости Вашей квартиры.

Если Вы не согласны с таким вариантом развития события – в течении 45 дней по решению местного органа власти Вас принудительно выселят из Вашей квартиры и покажут – где Ваше новое жилье на окраине города, опять же принудительно переоформив на него Ваше право собственности.

Ваше персональное мнение по такому существенному для Вас жизненному вопросу больше не играет никакой роли! И не важно, что Вы привыкли жить именно в этом районе: здесь у Вас друзья; дети ходят в садик или школу; работа по близости – вас ждет новый район, новостройка и обустройство жизни по-новому! Вашу судьбу решат соседи по дому и местные органы власти.

Почему Ваше новое жилье будет на окраине города?

Потому что новое жилье сейчас в каждом городе возводится преимущественно на окраине – в спальных районах. Кроме того, по новому закону – у местных органов власти и застройщика уже нет обязанности предоставления гражданам квартир в пределах тех же районов, где они проживали ранее.

Почему Вас могут выселить из хорошего неветхого дома?

Потому что в законе разрешено определять территорию под застройку в границах целых городских кварталов и все дома, находящиеся на этой территории и вмещающие строительству – подлежат сносу, а жильцы – принудительному переселению.

Единственное условие – дом может попасть под реновацию, если он не новый и возводился в период индустриального домостроения (сталинки, хрущевки, брежневки) и у дома есть какие-то проблемы, требующие существенного ремонта (замена крыши, лифтов, восстановление строительных конструкций). То есть – когда затраты на ремонт дома требуют больших финансовых вложений.

Кто выиграет, а кто проиграет от такой реновации?

Для начала, давайте ответим на вопрос – кому выгодна такая вот реновация? Свои дивиденды на этом смогут заработать местные чиновники и строительные компании.

У застройщиков вообще всё будет супер – можно будет вместо строительства жилья эконом-класса в спальных районах, начать стоить бетонные муравейники высотой за 30 этажей в исторических центрах городов.

Причем это будут уже дома бизнес-класса с более дорогостоящими квартирами и коммерческой недвижимости.

Кто проиграет от действия нового закона? Конечно же простые граждане, которые сегодня живут в центре любого города пусть не в новостройке, но вполне еще крепких и комфортных домах, которые если отремонтировать – простоят еще десятилетия. Такие люди вносят ежемесячные отчисления на капитальный ремонт и надеются, что дом в случае необходимости будет отремонтирован независимо от стоимости такого ремонта.

Кроме того, такая застройка исторических центров городов естественно ухудшит там и без того плачевную ситуацию с пробками и парковочными местами.

Когда будут изымать единственное жилье у должников?

А теперь о самом тревожном – о перспективах принятия закона, который позволил бы изымать единственное жилье у должников. Возможно ли такое в ближайшем будущем?

Скорее всего, такое вполне может произойти. Если депутаты так легко отрегулировали вопрос права собственности граждан из-за градостроительных проблем, то почему они не сделают тоже самое из-за долговых проблем, в том числе по кредитам.

Уже давно обсуждается идея принудительного переселения собственников квартир и домов, задолжавших по исполнительным производствам – в муниципальные дома или предоставлять им взамен их жилья квартиры эконом-класса.

Чем банковское лобби в Госдуме хуже лобби от застройщиков? Вопрос в том – когда это произойдет?

✅Подписывайтесь на мой дзен-канал. Каждый день – правовые новости.

✅ Подпишитесь на мой ютуб-канал

Источник: https://zen.yandex.ru/media/soveti_advokata/prinuditelnoe-iziatie-edinstvennogo-jilia--novyi-zakon-5feefd61fe4e686f6a37f447

Переселение из аварийного и ветхого жилья в 2021 году: процедура, порядок, правила и условия расселения граждан из аварийного жилищного фонда

Постановление о сносе ветхого жилья

7 441 просмотров

Разрушение жилья ведет к угрозе для жизни и здоровья граждан. Если владельцы частных домов несут личную ответственность за сохранность своего жилья, то собственники квартир в многоквартирных домах могут рассчитывать на государственную помощь. Для этого необходимо признать дом аварийным. В результате всех жильцов ждет переселение из аварийного жилья в новые квартиры.

Необходимые условия для расселения

Обязательным условием для расселения является признание дома аварийным. Это осуществляется на основании акта органа местного самоуправления.

Другими словами, в случае высокого износа дома по решению местной администрации дом может быть признан опасным для проживания. В этом случае жильцы (наниматели по социальному найму и собственники) имеют право на предоставление альтернативной жилплощади.

Общий порядок признания дома аварийным на территории РФ отсутствует. Точный алгоритм устанавливается региональным законодательством.

Поэтому для получения точной информации о вашей ситуации необходимо получить консультацию юриста. Специалист изучит вашу проблему и даст консультацию на основании полученных сведений.

Зачастую граждане путают понятия ветхий и аварийный. Необходимо уточнить, что ветхим считается дом, который подлежит капитальному ремонту. А аварийным – подлежащий сносу, так как дальнейшее в нем проживание небезопасно.

Поэтому в случае признания дома ветхим, гражданам может предоставляться альтернативное жилье. Однако только временно. На период проведения капитального ремонта жилого помещения.

К сожалению, данная мера не является панацеей. При проведении капитального ремонта закон не предусматривает средства на замену балок и перекрытий. Поэтому зачастую действия по ремонту не дают необходимого результата.

С 2019 года вступил в силу новый закон о расселении аварийных домов. Рассмотрим подробнее.

Порядок и правила переселения из ветхого и аварийного жилья

В рамках исполнения указа Президента РФ от 2018 года № 204 реализуется национальный проект «Жилье и городская среда». Реализация запланирована на срок с 2019 до 2024 года.

За указанный период планируется:

  • переселить из непригодного для проживания граждан жилого фонда почти 530,9 тыс. человек;
  • расселить более 9,4 тыс.м жилья, которое было признано аварийным до 2017 года.

На реализацию проекта предусмотрено более 507,1 млрд руб. Средства включают региональное софинансирование. Это значит, что почти 1/6 часть финансирования осуществляется за счет региональных бюджетов.

Каждый дом, который признается аварийным, включается в региональную программу. Далее сведения передаются в федеральный реестр.

Обеспечение жилплощадью осуществляется на основании очередности. То есть, чем раньше дом был включен в программу, кем скорее жильцы получат альтернативную жилплощадь.

Исключение составляют дома, которые расселяются вне очереди. Это возможно если техническое состояние помещения предполагает скорое разрушение.

Алгоритм действий

Если вы проживаете в доме с высоким износом, но он до сих пор не признан аварийным, значит процесс необходимо инициировать. Правом обращения в органы местного самоуправления по вопросу признания дома аварийным обладают собственники квартир и наниматели квартир по договору социального найма.

Закон не приравнивает коммерческих квартирантов и граждан, проживающих в служебном жилье, к владельцам. Поэтому не наделяет их правом обращения.

Порядок действий для расселения аварийного дома:

  1. Признание дома аварийными официально.
  2. Оформление договора на переселение.
  3. Получение нового жилья.

Процедура переселения занимает длительное время. В 2019 году новым жильем не были обеспечены все, кто был поставлен на очередь до 01.01.2017.

Поэтому сроки ожидания могут превышать 10 лет. Однако даже в указанный период новое жилое помещение не будет получено, если не предпринимать активных действий.

Поэтому приступаем к оформлению.

Признание дома аварийным

Такая комиссия должна быть организована в каждом муниципалитете. Подать заявление можно непосредственно в Жилищный комитет при администрации, либо через МФЦ.

Заявление оформляется в письменной форме. Целесообразно сделать коллективное обращение граждан. Также можно подключить к данному вопросу управляющую компанию или ТСЖ.

№ п/пПорядок обращения в уполномоченный орган
1Подготовка документов о техническом состоянии дома
2Оформление заявления в уполномоченный орган
3Проведение заседания межведомственной комиссии
4Посещение объекта членами комиссии
5Вынесение решения (положительного или отрицательного)

В случае вынесения отрицательного решения необходимо оспорить его в суде. Истцом в процессе может быть любой собственник квартиры из спорного дома или наниматель.

Параллельно необходимо подать жалоб в прокуратуру. Целью жалобы является привлечение к ответственности должностных лиц, которые нарушают право граждан на безопасное жилье.

Одним из актуальных видов доказательства является результат экспертизы. Специалист оценит степень износа и выдаст соответствующее заключение.

Оформление договора на переселение

Очередность на переселение необходимо отслеживать самостоятельно. В 2021 году сведения находятся в свободном доступе на сайте Реформа ЖКХ.

На сайте необходимо найти свой регион и перейти по ссылке. После чего нужно выбрать район проживания. После чего становится доступным список аварийных домов района с указанием контрактов на переселение.

Получение нового жилья

С 2019 года изменен порядок получения нового жилья. Однако граждане, которые не получили квартиру при постановке на учет до 01.01.2017 имеет право на обеспечение жильем по старому законодательству.

Для нанимателя

Новый закон не слишком изменил положение граждан, использовавших квартиру по договору социального найма. Как и прежде, наниматель имеет право на аналогичное по площади жилье.

В случае если семья нуждается в увеличении площади, то необходимо предварительно встать на учет, как семья, нуждающаяся в улучшении условий проживания.

Как и раньше, наниматель обязан ежемесячно оплачивать арендную плату за квартиру, если у него отсутствуют льготы.

Для собственника

По-старому законодательно владелец аварийной квартиры имеет право на получение на безвозмездной основе жилого помещения. Квартира должна быть полностью благоустроенной (иметь водоснабжение, канализацию, центральное отопление).

Важно! Требования к благоустройству актуальны, если в населенном пункте есть система центрального обеспечения коммунальными услугами.

Условия старой программы переселения:

  1. Обязательным условием является соответствие площади аварийной и новой квартиры. Владелец имеет право на получение жилья равнозначной площади.
  2. В случае если подходящая квартира имеет большую площадь, то собственник обязан доплатить разницу.
  3. Обеспечение новым жильем по программе переселения не является программой по улучшению жилищных условий. Поэтому требовать больше комнат или площади можно только за дополнительную плату.
  4. В случае отказа от получения жилья гражданин имеет право на компенсацию. Она рассчитывается исходя из остаточной стоимости жилья и переводится на личный счет собственника.
  5. Если квартира принадлежит нескольким владельцам на праве долевой собственности, то компенсация перечисляется на их личные счета, в соответствии с их долями в праве собственности.

Рассмотрим, как расселяют владельцев аварийных домов в соответствии с реформой жкх.

Реформа значительно изменила порядок получения жилья собственниками:

  1. Собственник имеет право на получение жилья.
  2. Его аварийная квартира оценивается из расчета остаточной стоимости.
  3. Эта сумма отнимается от стоимости новой квартиры
  4. Остаток он обязан доплатить самостоятельно.

Если у владельца отсутствуют денежные средства на доплату, то он получает компенсация перечислением на счет. А жилье получает по договору социального найма.

Закон устанавливает перечень граждан, которые не должны будут оплачивать арендную плату за социальный наем:

  • пенсионеры;
  • инвалиды;
  • многодетные семьи.

Остальные категории граждан обязаны выплачивать ежемесячную плату из расчета среднерыночной арендной платы по району. В случае неуплаты в течение 6 месяцев, жильцы могут быть выселены принудительно.

Важно! Если владелец имеет в собственности другое жилое помещение, то он не имеет права на получение новой квартиры. Такие граждане получат денежную компенсацию по остаточной стоимости жилья.

Какие документы нужны?

Для признания дома аварийным необходимо подготовить и представить в уполномоченный орган следующие документы:

  • гражданский паспорт заявителя;
  • заявление о признании дома аварийным;
  • правоустанавливающий документ на жилье (договор купли-продажи, акт о приватизации, свидетельство о правах на наследство);
  • правоподтверждающий документ (выписка из ЕГРН);
  • кадастровый паспорт;
  • поэтажный план;
  • заключение экспертизы, которое подтвердило аварийность жилья;
  • жалобы жильцов на плохое техническое состояние дома и его коммуникаций;
  • проект реконструкции (если квартира была переделана в жилую из нежилого помещения).

Срок рассмотрения заявление не должен превышать 30 дней. Ответ предоставляется заявителю в письменной форме. В случае положительного решения дом подлежит включению в программу переселения.

Судебная практика

Зачастую владельцы аварийного жилья и органы местного самоуправления не могут прийти к общему решению. В таком случае права граждан защитит суд.

Инициировать процесс может только гражданин, права которого нарушены. Однако самостоятельные действия редко приводят к положительному результату. Так как против граждан будут выступать квалифицированные юристы местной администрации, целесообразно озаботится получением юридической помощи.

Получить предварительную консультацию вы можете на нашем сайте. Однако юрист понадобится и для подготовки документов и иска.

Сложно предсказать результат судебного решения по переселению из аварийного дома. Так как программы переселения различаются во всех 82 субъектах, подход к данному вопросу разный.

Пример. Жительница Якутска обратилась в суд с требованием предоставить равнозначное жилье в собственность взамен аварийного. Однако местная администрация приняла решение выдать денежную компенсацию. Представитель органа местного самоуправления пояснил, что сроки расселения уже прошли, а женщина отказалась от предложенного жилья.

Но квартира была меньше площадью, имела угловое расположение. Также сомнение имело санитарное состояние – на стенах была плесень. Суды 1 и апелляционной инстанции приняли решение в пользу местной администрации. Но Верховный суд защитил интересы заявительницы. Квартира не была признана равнозначной.

Поэтому решение администрации о выплате компенсации было оспорено.

Кроме того, нельзя не упомянуть скандал, разразившийся в Казани.

Пример. По нормам регионального законодательства установлен договорной порядок выкупа жилья у собственника. Это означает, что стоимость кв.м. устанавливается в индивидуальном порядке.

Пользуясь должностными полномочиями, чиновники установили выкупную цену за дом, общей площадью 50 кв.м., расположенный в центре города, в размере 200 000 р. Собственник обратился в суд и оспорил принятое решение.

В настоящее время вопрос оценки аварийного жилья находится на контроле у надзорных органов.

Подход к расселению из аварийных домов с 2019 года значительно изменился. Однако необходимо различать, когда используются нормы старого законодательства.

Если вы поставлены в очередь на расселение, то за вами сохраняется право на получение жилья по старым законам. В случае нарушения прав не нужно бояться обратиться в суд.

Юристы нашего сайта проведут для вас консультацию по вопросам переселения из аварийного жилья. Опишите проблему дежурному юристу и получите помощь.

  • В связи с постоянным изменением законодательства, подзаконных актов и судебной практики, порой мы не успеваем обновлять информацию на сайте
  • Ваша юридическая проблема в 90% случаев индивидуальна, поэтому самостоятельная защита прав и базовые варианты решения ситуации зачастую могут не подходить и приведут лишь к усложнению процесса!

Поэтому обратитесь к нашему юристу за БЕСПЛАТНОЙ консультацией прямо сейчас и избавьтесь от проблем в дальнейшем!

Сохраните ссылку или поделитесь с друзьями

Источник: http://allo-urist.com/pereselenie-iz-avarijnogo-zhilya/

Принят закон о сносе и реконструкции жилья

Постановление о сносе ветхого жилья

23 декабря 2020 года на пленарном заседании Государственной Думы в третьем чтении был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий».

Федеральный закон направлен на совершенствование института комплексного развития территорий и механизмов расселения аварийного и ветхого жилья.

Законом вводится новый единый механизм комплексного развития территорий (КРТ), взамен ранее предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации отдельных механизмов развития застроенных территорий, комплексного развития территорий, комплексного освоения территорий.

На практике отдельное применение каждого из этих механизмов зачастую оказывалось невозможным, так как они распространялись на разные виды объектов и взаимно исключали друг друга.

Поскольку реальная городская застройка, как правило, является смешанной, становилось невозможно в чистом виде использовать тот или иной режим редевелопмента.

Это, в свою очередь, приводило к дроблению территорий на несколько частей и снижению инвестиционной привлекательности строительных проектов.

Создание единого механизма КРТ призвано решить указанную проблему.

В рамках нового механизма выделяются следующие виды КРТ:

· КРТ жилой застройки, в границы которого могут входить только многоквартирные дома;

· КРТ нежилой застройки, в границы которого могут вовлекаться различные объекты, кроме многоквартирных домов, жилых домов блокированной застройки, объектов ИЖС, садовых домов;

· КРТ незастроенной территории;

· КРТ по инициативе правообладателей.

Важно, что в границы КРТ жилой и нежилой застройки помимо основных объектов, прямо названных в законе, могут включаться и иные объекты. Перечень таких объектов законом не ограничивается, но они должны располагаться в границах того же элемента планировочной структуры – квартала или микрорайона.

Данная новелла крайне важна, поскольку большинство развиваемых территорий имеют смешанную застройку, которую в целом сложно отнести к тому или иному типу развития. Во избежание дробления территорий новый закон предусмотрел возможность объединять объекты различного типа в границах одного проекта КРТ.

Таким образом, создание единого механизма КРТ позволит более гибко подходить к развитию различных территорий, в том числе имеющих смешанную застройку.

В границы КРТ жилой застройки принятый закон разрешил включать многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу, а также иные многоквартирные дома, соответствующие критериям, определенным субъектами РФ.

Эти критерии не будут определяться произвольно. Согласно принятому закону они должны учитывать следующие требования:

· физический износ основных конструктивных элементов многоквартирного дома (крыша, стены, фундамент) превышает определенное субъектом РФ значение;

· стоимость капитального ремонта многоквартирных домов в расчете на один квадратный метр общей площади превышает стоимость, определенную субъектом РФ;

· многоквартирные дома построены в период индустриального домостроения, определенный субъектом РФ, по типовым проектам;

· многоквартирные дома находятся в ограниченно работоспособном техническом состоянии;

· в многоквартирных домах отсутствуют централизованные системы инженерно-технического обеспечения, определенные субъектом РФ.

Таким образом, в границы КРТ будут включаться только «проблемные» дома, требующие принятия мер по расселению жителей во избежание доведения таких домов до аварийного состояния в ближайшем будущем, в том числе дома, капитальный ремонт которых экономически нецелесообразен.

Согласно изменениям, внесенным в Жилищный кодекс Российской Федерации, собственникам жилых помещений в таких многоквартирных домах, взамен освобождаемых ими жилых помещений предоставляется возмещение, определяемое исходя из рыночной стоимости освобождаемого имущества и возникших убытков.

По заявлению собственника жилого помещения ему предоставляется взамен освобождаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Нанимателю жилого помещения взамен освобождаемого им жилого помещения предоставляется другое жилое помещение по договору социального найма, общая площадь, жилая площадь которого и количество комнат в котором не меньше общей площади, жилой площади освобождаемого жилого помещения и количества комнат в освобождаемом жилом помещении, а при наличии его письменного заявления другое жилое помещение может быть предоставлено ему на праве собственности на основании договора передачи жилого помещения в собственность.

Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть предусмотрено право собственников жилых помещений, нанимателей жилых помещений на получение так называемого равнозначного жилого помещения – то есть помещения:

· жилая площадь которого и количество комнат в котором не меньше жилой площади освобождаемого жилого помещения и количества комнат в освобождаемом жилом помещении, а общая площадь которого – превышает общую площадь освобождаемого жилого помещения;

· которое соответствует стандартам, установленным нормативным правовым актом субъекта РФ;

· которое находится в многоквартирном доме, расположенном в том же поселении, городском округе, в котором расположен многоквартирный дом, включенный в границы территории жилой застройки, подлежащей КРТ.

Согласно переходным положениям закона ранее заключенные договоры развития застроенных территорий, комплексного развития территорий, комплексного освоения территорий сохраняют свое действие. Их исполнение, изменение и расторжение будет происходить по «старым» правилам, без учета внесенных изменений.

Необходимо отметить, что Национальное объединение строителей принимало активное участие в обсуждении проекта принятого закона. Так, неоднократно высказывался в поддержку данного проекта Президент НОСТРОЙ Антон Глушков.

Национальным объединением в адрес Государственной Думы и Минстроя России направлялись концептуальные предложения по совершенствованию текста проекта, многие из которых были учтены при его доработке ко второму чтению, в частности:

· исключено правило, согласно которому объекты, разрешенные к включению в границы КРТ, должны занимать не менее 50% площади территории КРТ;

· исключены положения, лишающие органы местного самоуправления полномочий по принятию решений о КРТ;

· разрешено проводить для отбора инвестора как аукционы, так и конкурсы;

· ограничен круг нарушений договора КРТ инвестором, которые дают уполномоченному органу право на односторонний отказ от договора.

Принятый Федеральный закон вступит в силу с момента его официального опубликования.

Источник: https://www.vedomosti.ru/press_releases/2020/12/23/prinyat-zakon-o-snose-i-rekonstruktsii-zhilya

Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон о новых механизмах расселения аварийных домов

Постановление о сносе ветхого жилья

27 декабря 2019 года Президентом России Владимиром Путиным подписан Федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда».

Федеральный закон от 27 декабря 2019 года №473-ФЗ принят Государственной Думой 18 декабря 2019 года, и одобрен Советом Федерации 23 декабря 2019 года. Документ опубликован на официальном портале правовой информации и уже вступил в силу.

Данным федеральным законом предусматривается внесение в Жилищный кодекс Российской Федерации изменений, уточняющих полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в части, касающейся признания жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Поправки, внесенные в Жилищный Кодекс и 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в совокупности направлены на совершенствование правовых механизмов обеспечения жилищных прав собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными, и на достижение целей федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».

Закон сохраняет все существующие механизмы расселения аварийного жилищного фонда. Как и прежде, наниматели жилья при переселении из муниципального аварийного фонда будут получать новые квартиры по принципу «метр в метр».

Что касается собственников аварийного жилья, то закон теперь уточняет, что в размер возмещения за изымаемое у них жилое помещение должна включаться рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Кроме того, принятые поправки в закон дают региональным органам власти право выбрать дополнительные меры поддержки, необходимые для расселения аварийного жилого фонда.

Так, средства, предоставляемые Фондом содействия реформированию ЖКХ, теперь могут быть использованы для возмещения собственникам аварийного жилья части расходов на уплату процентов по ипотеке в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, использованными на приобретение (строительство) жилых помещений.

Кроме того, субъектом РФ может быть принято решение о предоставлении собственникам аварийного жилья субсидии на возмещение им части затрат на приобретение другого жилого помещения.

При этом субсидии на их приобретение (строительство) могут предоставляться в размере, не превышающем разницу между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением.

Еще одной мерой поддержки может быть предоставление жилья в наемных домах.

Однако воспользоваться такими мерами социальной поддержки смогут лишь граждане, у которых квартира в аварийном доме является единственным зарегистрированным жильем.

Граждане, у которых в собственности есть иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, либо занимаемые ими на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования в процессе расселения аварийных домов смогут получить лишь выкупную стоимость за помещение, находящееся в их собственности.

Кроме того, в целях исключения злоупотреблений и необоснованного получения государственной поддержки, закон предусматривает, что другое жилье, взамен непригодного для проживания, не предоставляется гражданам, приобретшим право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его аварийным (кроме граждан, приобретших такое право в результате наследования). Таким гражданам выплачивается лишь возмещение за аварийное жилье, причем в размере, не превышающем стоимость приобретения ими такого жилого помещения.

Законом расширен перечень возможных направлений использования средств финансовой поддержки, предоставляемых государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства субъектам Российской Федерации на реализацию программ переселения.

Средства Фонда ЖКХ могут быть направлены субъектом РФ на создание маневренного жилого фонда.

При этом жильцам аварийных домов, проживание в которых создает угрозу жизни людей, региональные или муниципальные власти, согласно поправкам, теперь обязаны предоставить временное жилье из маневренного фонда на срок до двух лет.

До окончания этого срока власти должны обеспечить граждан новым жильем, выплатить им денежное возмещение за изымаемое жилое помещение в аварийном доме.

Средства Фонда могут расходоваться на приобретение для переселяемых граждан жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе в тех, строительство которых не завершено, а также в домах блокированной застройки.

Данная норма действовала и раньше, однако, законом уточнено, что данные помещения могут предоставляться гражданам в собственность (по договору мены), по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, договору найма жилого помещения маневренного фонда.

Таким образом, новые нормы расселения аварийного жилого фонда позволяют предложить людям максимально гибкий набор мер государственной поддержки.

Законом предусмотрен мотивационный механизм для привлечения инвесторов в проекты развития застроенных территорий.

Речь идет о предоставлении субсидии для тех застройщиков, которые заключат с органами местного самоуправления договоры о развитии застроенных территорий, или договоры о комплексном развитии территорий, на возмещение понесенных расходов на выполнение обязательств по приобретению для переселяемых граждан жилых помещений или выплату им возмещения.

Эта субсидия будет предоставляться по мере исполнения застройщиками своих обязательств, и не может превышать 25% нормативной стоимости переселения, рассчитанной исходя из общей площади жилых помещений, из которых осуществлено переселение граждан, и нормативной стоимости квадратного метра.

Закон теперь также защищает инвестиционно-привлекательные земельные участки от коммерческого использования. Поправками закрепляется принцип целевого использования территорий из-под расселяемых аварийных домов.

На освободившихся земельных участках допускается размещение исключительно объектов коммунального обслуживания, социального обслуживания, здравоохранения, образования и просвещения, общественного управлении, обустройство мест для занятий спортом, физкультурой, пешими прогулками, парков, садов, скверов, размещение жилых помещений, строительство которых осуществляется за счет бюджетных средств. Данное условие не распространяется на те участки, на которых располагались указанные многоквартирные дома, если переселение граждан из таких домов осуществлялось в рамках реализации договора о развитии застроенной территории и (или) договора о комплексном развитии территории.

В случае нарушения этого условия, предоставленная финансовая поддержка Фонда ЖКХ подлежит возврату в размере средств, полученных субъектом Российской Федерации, и использованных на переселение граждан из многоквартирных домов, ранее располагавшихся на земельных участках, использованных в нарушение данного условия.

Помимо этого, уточняются порядок предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ на проведение капитального ремонта и на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, порядок возврата финансовой поддержки, предоставленной за счет средств госкорпорации, устанавливаются особенности предоставления Фондом ЖКХ финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года.

Напомним, к разработке законопроекта Минстрой России и Фонд ЖКХ приступили летом 2018 года. За прошедшее время была проведена работа по анализу программ расселения аварийного жилья, осуществлявшихся в последние 10 лет. Он показал, что в этой области регионами и Фондом ЖКХ был накоплен большой практический опыт, который и был использован при разработке положений закона.

– За субъектами РФ остается право самостоятельно выбрать меры поддержки, необходимые для расселения аварийного жилого фонда.

Средства федерального бюджета могут быть использованы для субсидирования льготной ипотеки, создания маневренного жилого фонда.

Кроме того, поправки позволят нам активнее привлекать бизнес для решения задач по расселению аварийных домов, формируя в наших городах комфортные условия для жизни, – подчеркнул глава Минстроя России Владимир Якушев.

Департамент внешних коммуникаций и связей с общественностью ГК ФСР ЖКХ

Источник: https://fondgkh.ru/news/prezident-rossii-vladimir-putin-podpisal-federalnyy-zakon-o-novykh-mekhanizmakh-rasseleniya-avariynykh-domov/

Госдума приняла законопроект о механизмах расселения аварийного жилья

Постановление о сносе ветхого жилья

Законопроект о совершенствовании механизмов расселения аварийного и ветхого жилья принят 17 ноября Госдумой в первом чтении. Он даст возможность привлечь частные инвестиции в расселение территорий, занятых сейчас разваливающимися домами.

Этот законопроект – прорывная идея, позволяющая решить сразу несколько проблем, с которыми сталкивается большинство российских городов, считает замглавы минстроя Максим Егоров.

Программа расселения аварийного жилья идет сейчас с опережением плана. Однако в нее входят только те дома, которые были признаны аварийными до 2017 года. А к ее финалу в 2024 году будет признано аварийным еще около 15 млн кв. м жилья.

К 2030 же году цифра удвоится, прогнозирует ведомство.

Россияне стали активнее ставить недвижимость на учет

Ныне действующие программы помогают замедлить рост доли непригодных домов, но не остановить его, подчеркивает Егоров. К тому же ныне действующий порядок не дает комплексно улучшать облик городов.

“Мы создаем новые общественные пространства, парки, скверы, набережные, точки притяжения… Но когда рядом стоят обветшалые или аварийные жилые дома, это значительно снижает общий эффект”, – отмечает он. Расселение аварийных домов сегодня идет скорее “точечно”, отмечают в минстрое.

Это создает неудобства для жителей, не позволяет привлечь инвесторов, а также масштабно обновить изношенную на 60-70% коммунальную инфраструктуру. “У нас есть комплексные программы к развитию городской среды, к внедрению цифровых технологий в городское управление.

Теперь так же комплексно мы должны заняться непосредственно и аварийными домами”, – считает Егоров.

Принятие законопроекта позволит расселять не строго аварийный дом, а целый микрорайон, где среди аварийных домов и промзон (такие участки должны занимать не менее половины территории) есть и здания, не признанные аварийными.

“Если в Москве инвестор может прийти на один дом, то в регионах на одном доме эта история экономически нецелесообразна, – говорит исполнительный директор Ассоциации региональных операторов капремонта Анна Мамонова.

– Формат объединения работ на одной территории в один проект создаст экономический интерес для инвесторов”.

Кроме того, комплексный подход удобен для жителей, подчеркивает она, все работы проводятся синхронно и не доставляют лишних неудобств.

Участки для расселения подобраны в 19 регионах

“В действующем паспорте нацпроекта внебюджетное финансирование при расселении аварийных домов составляет всего 2%. Идет колоссальная нагрузка на бюджетную систему страны”, – отмечает эксперт тематической площадки ОНФ “Жилье и городская среда” Павел Склянчук.

Основной тормоз для привлечения инвесторов сейчас в том, что в законодательстве нет порядка выкупа недвижимости, расположенной в границах территории, подлежащей развитию, говорит он.

“Муниципалитет в рамках отведенных бюджетных лимитов из двух рядом стоящих бараков по факту признает аварийным только один, а содержание другого перекладывает на систему капремонта.

В итоге получается, что ремонтируют ветхий дом с высокой степенью износа, что нецелесообразно, а муниципалитет не получает нормальный земельный участок для городских нужд”, – объясняет Склянчук.

Государственно-частное партнерство – стандартная практика реализации дорогостоящих проектов во многих других странах, в числе которых США, Канада, Австралия, Южная Корея. Предполагается, что привлечение инвесторов будет возможно с использованием как конкурса, так и аукциона. Это позволит минимизировать риск участия в расселении недобросовестных застройщиков.

Преимуществом для застройщика в предлагаемом механизме является возможность заранее рассчитать примерные затраты на переселение жильцов, говорит президент Национального объединения застройщиков жилья Леонид Казинец.

Сейчас этого нет, и девелоперам нужно по отдельности договариваться с каждым собственником: “Можно отселить 199 квартир в 200-квартирном доме и застрять с последней квартирой на долгие годы.

Поэтому сейчас частные инвестиции в реновацию невозможны. Слишком велики риски”.

Решение о “модернизации” застроенной территории будут принимать региональные органы власти. На месте сносимых домов они смогут сформировать обширные общественные пространства, предусмотреть строительство социальных объектов, развитие сферы услуг для местных жителей, создание новых рабочих мест.

Эффект от программы ощутят и жители соседних микрорайонов – после модернизации территории может вырасти стоимость их жилья. “Не каждый мэр или губернатор рискнет запустить у себя подобный проект реновации. Но тот, кто это сделает, будет иметь все возможности совершить качественную революцию в градостроительной политике своих городов.

Надо дать смелым инструменты, они им сегодня очень нужны”, – считает первый зампредседателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Сергей Пахомов.
Более 250 тысяч семей улучшили жилье благодаря льготной ипотеке

Окончательное решение о переселении будут принимать жители. У проживающих в ветхом жилье будет возможность проать, вступать или нет в программу. Необходимо, чтобы две трети жильцов одобрили эту идею.

Сейчас решение о реконструкции дома должны принимать 100% собственников, отмечает зампредседателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев.

Снижение количества “за” позволит большинству жильцов не идти на поводу у меньшинства, которое зачастую “всегда против всего”, отмечает он. Предусмотрена возможность выхода дома из программы, если часть жильцов изменит решение.

Кроме того, жители будут ать и на стадии публичных слушаний. То есть фактически существует сразу два барьера, которые дадут им возможность повлиять на решения о развитии района.

Опасения, что ради “лакомого” куска земли в центре города будут сноситься и вполне крепкие дома, необоснованны, считает Казинец: “Невозможно представить ситуацию, чтобы более 70% жителей современного, “крепкого” дома проали за расселение”.

Законопроект также дает механизмы по ликвидации самостроев и объектов, не соответствующих градостроительному регламенту, что поможет урегулировать множество конфликтов, добавляет директор АНП “Национальный Жилищный Конгресс” Татьяна Вепрецкая.

Жителям, которые согласятся на участие в программе, предполагается давать равноценную либо равнозначную компенсацию – либо деньгами (размер возмещения будут рассчитывать по рыночным ценам), либо жильем. Это уточнят ко второму чтению законопроекта.

Работа над документом еще далеко не закончена. “Мы ни в коем случае не собираемся отказываться от приоритета права собственности и жилищных прав граждан”, – подчеркивает Пахомов.

Ко второму чтению должны быть доработаны критерии включения в программу как многоквартирных, так и индивидуальных домов, гаражей, дач, считает Вепрецкая.

Особое внимание должно уделяться жителям домов, которые попали в программу, но не являются ветхими и аварийными, так как их мотивация на обновление может обоснованно отсутствовать. “Для них нужно предусмотреть дополнительные гарантии”, – говорит Вепрецкая.

“В 19 регионах есть перспективные участки, на развитие которых могут быть заключены договоры развития застроенных территорий, здесь можно отметить активную работу региональных властей в Республике Марий Эл, Забайкальском крае, Нижегородской и Липецкой областях. В частности, один из проектов по комплексному развитию территорий может быть реализован в городе Йошкар-Ола”, – сообщил первый заместитель гендиректора Фонда содействия реформированию ЖКХ Олег Рурин.

Прямая речь

“Согласно национальным целям мы должны за 10 лет поставить один миллиард квадратных метров жилья… И каждый пятый квадратный метр жилья в стране в течение этого срока должен стать новым”, – сказал депутатам зампред правительства Марат Хуснуллин.

Он подчеркнул, что данный законопроект – это один из важнейших элементов комплексного плана.

“Когда мы обсуждали этот проект, все губернаторы выступили “за”, – напомнил он и особо подчеркнул, что регионы будут сами определять территории для комплексного развития.

Источник: https://rg.ru/2020/11/17/gosduma-priniala-zakonoproekt-o-mehanizmah-rasseleniia-avarijnogo-zhilia.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.