Роль прокурора в гражданском процессе

Содержание

Участие прокурора в гражданском процессе: формы участия, основания, цели

Роль прокурора в гражданском процессе

В гражданском процессе прокурор выступает в качестве независимой стороны. Его задача — обеспечение законности при разбирательствах.

По отдельным делам он привлекается в обязательном порядке, но в некоторых случаях может вызываться судами путем отправки определений.

Рассмотрим, когда и в каких формах он участвует в процессе, права и обязанности, а также особенности составления заключения прокурором.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 333-05-49 Бесплатный звонок для всей России.

В каких делах обязательно участвует прокурор?

Перечень гражданских дел описан в ГК РФ, но по некоторым из них обязательно участие прокурора для дачи заключения (ч.3 ст. 45 ГПК РФ).

К таким делам относятся:

  • принудительное выселение;
  • восстановление на работе после неправомерного увольнения;
  • взыскание компенсаций за вред здоровью и жизни;
  • усыновление или отмена усыновления;
  • оспаривание нормативных актов органов государственной, муниципальной власти;
  • признание гражданина умершим, безвестно пропавшим, ограниченно дееспособным, недееспособным;
  • признание несовершеннолетнего полностью дееспособным;
  • госпитализация в психбольницу в принудительном порядке, продление сроков лечения;
  • лишение, ограничение родительских прав, восстановление в правах;
  • обязательное обследование или лечение;
  • оспаривание противоправных действий сотрудников медицинских, социальных учреждений;
  • размещение гражданина из иностранного государства в специализированном учреждении после реадмиссии, продление сроков размещения.

В зависимости от формы участия госпрокурор вправе начинать разбирательства или вступать в них после возбуждения производства.

Формы участия прокурора в процессе

Рассмотрим основные формы, применяющиеся при разбирательствах с присутствием прокурора:

  • начало процесса госпрокурором в защиту законных прав граждан, когда он наделяется всеми правами истца;
  • вступление в процесс по определению суда, если дело возбуждено по заявлению другого человека.

В последнем случае суд может привлекать прокурора, если без его заключения по делу нельзя вынести объективное решение.

Когда прокурор обращается с иском в суд самостоятельно?

Согласно ст. 45 ГПК РФ, госпрокурор может стать инициатором разбирательств по любым гражданским делам, если у гражданина не получается подать иск самостоятельно по уважительным причинам:

  • тяжелое заболевание;
  • недееспособность;
  • пожилой возраст;
  • иные уважительные обстоятельства.

Указанное правило не распространяется на дела о защите социальных, трудовых и семейный прав граждан: в этих случаях госпрокурор обязательно привлекается вне зависимости от обстоятельств истца.

Права прокурора при самостоятельном обращении в суд

Если сотрудник прокуратуры подает иск в суд для защиты прав другого гражданина самостоятельно, он наделяется правами истца (ст. 35 ГПК РФ).

В ходе разбирательств он может:

  • требовать ознакомления с материалами дела, подавать ходатайства и возражения;
  • подавать отводы;
  • полностью или частично изменять требования;
  • изменять основания, предмет спора;
  • менять размер требований;
  • получать копии документов;
  • обжаловать решения, постановления, определения;
  • приводить свои доводы;
  • заявлять о пересмотре дел по вновь открывшимся обстоятельствам вне зависимости от того, участвовал ли он в процессе ранее, или нет;
  • участвовать в заседаниях.

Обратите внимание! Прокурор не является правозащитником истца при самостоятельной подаче иска. Его присутствие обусловлено защитой законов.

Также он не относится к сторонам производства, к нему не может предъявляться встречный иск. На госпрокурора не возлагается обязательство по оплате судебных издержек, он не вправе заключать мировые соглашения.

На него не распространяется действие решения, т.к. он не является выгодоприобретателем по делу.

https://www.youtube.com/watch?v=mBW9U_dgt30

Об обращении прокурора с иском в суд обязательно оповещается не только ответчик, но и истец. Если сотрудник прокуратуры отказывается от заявления, разбирательство продолжается при отсутствии отказа истца. Если от иска отказывается сам истец, рассмотрение прекращается вне зависимости от мнения госпрокурора.

Надоело читать?Юрист лично позвонит и проконсультирует по вашему вопросу (консультация бесплатна)

Обязанности и права прокурора

Права и обязанности прокурора делятся на общие и специальные.

Под общими подразумевается:

  • добросовестное распоряжение правами;
  • уважительное отношение к суду;
  • соблюдение порядка в зале заседания;
  • явка на слушания по вызовам;
  • заблаговременное оповещение о причинах неявки, представление доказательств.

Дополнительные обязанности и права устанавливаются Приказом Генпрокуратуры РФ от 10.07.2017 №475, распространяются только на прокуроров:

  • участвовать в разбирательствах в судах первой, кассационной, апелляционной, надзорной дистанции;
  • качественно подготавливать и отправлять заявления о возмещении ущерба в суд;
  • вступать в гражданские споры на любой стадии;
  • давать заключения по делам, в которых привлечение госпрокурора обязательно;
  • поддерживать заявления в судах;
  • участвовать в рассмотрении дел, имеющих особое значение для защиты интересов и прав граждан;
  • направлять письменные заключения по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, после утверждения руководителем прокуратуры;
  • изучать материалы дела, анализировать законодательство и судебную практику перед началом заседания;
  • своевременно опротестовывать незаконные и необоснованные решения, постановления;
  • направлять возражения против поступающих заявлений и жалоб.

Важно! Несмотря на то, что госпрокурор наделяется всеми правами и обязательствами истца при подаче заявления в суд, он не выступает в качестве стороны производства или правозащитника. На заседании он обеспечивает законное рассмотрение и разрешение дел, дает заключение.

Дача заключения прокурором

Заключение госпрокурора оформляется после исследования всех доказательств, когда председательствующий дает ему такое право на заседании.

Прокурор выступает после прений с заключением, состоящим из нескольких частей:

  • краткий анализ рассматриваемого дела;
  • само заключение – мнение представителя прокуратуры по гражданскому спору;
  • мотивировка (юридическое обоснование) со ссылками на законодательные нормы;

Согласно ст. 229 ГПК РФ, заключение вносится в протокол, который на слушании ведет секретарь заседания. Документ должен быть оформлен в течение трех дней после слушания, а истец или ответчик могут внести замечания по нему в течение 5 дней от даты подписания.

Цели и задачи госпрокурора на суде

Целью участия госпрокурора в производстве является обеспечение законности действий всех граждан и иных лиц, относящихся к делу: истца, ответчика, экспертов, свидетелей, судьи, председательствующего, секретаря заседания, и пр.

В список задач входит:

  • обеспечение соблюдения прав и интересов граждан;
  • укрепление и обеспечение единства законности;
  • контроль за соблюдением законодательных актов;
  • защита охраняемых законами прав и интересов государства, общества.

Таким образом, прокурор – это самостоятельное звено, занимающее независимую позицию. Его единственной задачей является обеспечение законности, для чего он вправе совершать любые процессуальные действия, а при необходимости опротестовывать решения через вышестоящие инстанции.

Опротестование решений прокурором

Деятельность сотрудников прокуратуры регламентируется ФЗ от 17.01.1992 №2202-1, согласно которому госпрокурор или его заместитель вправе подавать частные или кассационные протесты в вышестоящие судебные органы.

Основанием для этого может послужить следующее:

  • неправильное толкование судом правовых норм;
  • существенное нарушение норм материального или процессуального права;
  • составление решения, определения или постановления без соблюдения законодательных актов.

Если решение не вступило в силу, направляется кассационный протест. Определения оспариваются путем подачи частного протеста.

Обратите внимание! Генеральный прокурор и его заместители вправе опротестовывать решения через любые кассационные суды. Прокуроры областей, республик, иных субъектов РФ могут обращаться максимум в президиумы Верховного суда своих регионов.

Образец протеста

Протест условно делится на несколько частей по содержанию:

  1. Вводная: наименование и адрес суда, Ф.И.О. сторон производства, краткое содержание решения.
  2. Описательная: обоснования протеста со ссылками на законодательство, которое было нарушено судом при вынесении решения.
  3. Резолютивная: ссылки на законы и требование прокурора об отмене или частично изменении решения.

В конце обязательно ставится подпись прокурора.

Образец ходатайства о принесении протеста в порядке надзора на судебные постановления по гражданскому делу:

Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно.
Наш юрист бесплатно поможет в подготовке документа!

Привлечение прокурора в суде апелляционной инстанции

Как и истец, госпрокурор вправе обратиться в апелляционный суд с представлением, если считает, что требования удовлетворены не в полном объеме, а интересы граждан или организации – не защищены должным образом (ст. 320 ГПК РФ).

Оспорить решение в апелляционном порядке можно до вступления в законную силу. срок обжалования зависит от производства, в котором рассматривалось дело. В среднем это 1-2 месяца.

Образец апелляционного представления

Представление прокурора должно соответствовать требованиям, установленным ст. 322 ГПК РФ. Если решение оспаривает истец или ответчик, подается жалоба, содержание которой аналогично представлению.

Что должно быть включено в документ:

  • название суда, решение которого оспаривается;
  • реквизиты решения, дата принятия;
  • Ф.И.О., адрес, должность лица, подавшего представление;
  • требования;
  • перечень представленных документов.

Дополнительно в представлении можно заявлять ходатайства, оставлять контактные данные для дальнейших разбирательств.

Основания для возврата представления

Апелляционный суд вернет представление госпрокурору и не будет его рассматривать, если:

  • не выполнены требования судьи, указанные в определении об оставлении документа без движения;
  • истек срок апелляционного обжалования;
  • отзыв представления прокурором.

Обратите внимание! Протесты и представления направляются в суды, вынесшие оспариваемые решения. После этого они перенаправляются в вышестоящие инстанции.

Заключение Эксперта

Участие прокурора в гражданском процессе обязательно только в случаях, определенных ст. 45 ГПК РФ. По остальным делам он может привлекаться судами на основании соответствующих определений.

Цель присутствия прокурора в разбирательствах – выдача мотивированного заключения, с учетом которого принимаются решения.

Если у вас остались вопросы и вы хотите получить ответ быстро, оставьте обращение нашим юристам через специальную форму на сайте. У нас работают опытные правозащитники, грамотно оказывающие помощь по любым гражданским делам.

Ответы юриста на популярные вопросы

Мне Пенсионный фонд не засчитал несколько лет в трудовом стаже, отчего назначена пенсия в меньшем размере. Хочу обратиться с жалобой в прокуратуру. Будет ли прокурор участвовать в разбирательствах?

Да, будет, потому как такие дела относятся к защите соц.прав граждан.

Кто вызывает прокурора по гражданским делам?

Привлечение прокурора осуществляется путем отправки судом соответствующего определения.

Может ли прокурор обязать должника выплачивать неустойку по договору?

Нет, неустойка взыскивается только через суд.

Я инвалид, у меня есть спор с управляющей компанией. Могу ли я обратиться к прокурору, чтобы он подал исковое заявление в суд?

Да, можете, т.к. у вас есть уважительная причина — инвалидность. Заявление будет подано, если по результатам проверки прокурор сочтет требования обоснованными.

У меня нет возможности ходить на заседания, но нужно разрешить спор с застройщиком. Могу ли я пожаловаться в прокуратуру, чтобы они представляли мои интересы?

Нет, представление интересов в судах – это компетенция адвокатов. Прокурор является независимой стороной, и лишь в уголовных делах выступает государственным обвинителем.

Понравилась ли вам статья?

Источник: https://SocPrav.ru/prokuror-v-grazhdanskom-processe

Роль прокурора в гражданском процессе

Роль прокурора в гражданском процессе

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

41

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

“РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ФИЛИАЛ

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

” Роль прокурора в гражданском процессе”

Автор работы:

Студент 4 курса, группы Ю-5-11

Заочной формы обучения

Гильмитдинов Р.Г.

Челябинск 2014 г.

f

  • Введение
  • Глава I. Правовой статус прокурора в гражданском процессе
  • 1.1 Институт участия прокурора в гражданском процессе в истории российского государства и права
  • 1.2 Статус прокурора в гражданском процессе
  • Глава 2. Участие прокурора в гражданском процессе
  • 2.1 Формы участия прокурора в гражданском процессе
  • 2.2 Проблемы судебной защиты прокурором прав и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц
  • Заключение
  • Список используемой литературы

fВведение

Нормативная основа работы представлена важнейшими нормативно-правовыми актами по рассматриваемой проблеме: Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации”.

Теоретическую основу курсовой работы составляют специальная и учебная литература.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

fГлава I. Правовой статус прокурора в гражданском процессе

прокурор гражданский процесс судебный

по спорам о подлоге документов и вообще в случаях, когда в гражданском деле усматривались обстоятельства, подлежащие рассмотрению суда уголовного;

по делам брачным и о законности рождения, когда в них нет ответчика;

по делам о взыскании вознаграждения за вред и убытки, причиненные распоряжениями должностных лиц административного ведомства и служащих по выборам, а также о взыскании убытков с чинов судебного ведомства.

Советский период в развитии гражданского процесса был связан с кардинальным изменением роли прокуратуры в гражданском судопроизводстве, которая уже была обозначена в Положении о прокурорском надзоре, утвержденном Постановлением ВЦИК от 28 мая 1922 г. Постановление ВЦИК от 28 мая 1922 г. “Положение о прокурорском надзоре” // СУ РСФСР. 1922. N 36. Ст.

424 В составе Наркомата юстиции РСФСР была образована Государственная прокуратура, на которую согласно п.

2 Положения была возложена задача осуществления надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования и опротестования нарушающих закон постановлений.

Практически неограниченные полномочия, предоставленные прокуратуре для участия в гражданских делах, были следствием общей линии законодателя на усиление вмешательства государства в частноправовые отношения.

Предоставление прокурору широких полномочий в гражданском судопроизводстве проявлялось в том, что он мог “как начать дело, так и вступить в дело в любой стадии процесса, если, по его мнению, этого требует охрана интересов государства или трудящихся масс”, что было закреплено в ст.

2 Гражданского процессуального кодекса РСФСР 1923 г. Постановление ВЦИК от 10 июля 1923 г. “О введении в действие Гражданского процессуального кодекса РСФСР (вместе с Гражданским процессуальным кодексом РСФСР)” // СУ РСФСР. 1923. N 46/47. Ст. 478.

С введением в действие ГПК РСФСР прокурор получил право участвовать в гражданском судопроизводстве по делам о защите прав граждан.

Впоследствии регламентация полномочий прокурора в гражданском процессе была направлена на осуществление им надзора за законностью рассмотрения возросшего количества гражданских дел в судах. Исходя из действовавшей Конституции СССР 1936 г., возлагавшей в ст.

113 на Генерального прокурора СССР и всех подчиненных ему прокуроров функцию высшего надзора за законностью деятельности всех государственных органов, в том числе и судов, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1964 г. наделял прокуроров в гражданском судопроизводстве весьма широкими процессуальными правами.

Это было отражено в многочисленных статьях Гражданского процессуального кодекса, а также в действовавшем в тот период законодательстве о прокуратуре.

В статье 12 Кодекса было закреплено положение о том, что Генеральный прокурор СССР и подчиненные ему прокуроры обязаны своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы они ни исходили.

Поэтому главной задачей прокурора в гражданском процессе этого периода считался надзор за законностью при рассмотрении и разрешении гражданских дел, а также при исполнении судебных постановлений. Прокурор в соответствии со ст.

41 ГПК РСФСР имел право предъявить иск или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требовала охрана государственных или общественных интересов или прав и охраняемых законом интересов граждан.

Он был вправе знакомиться с материалами гражданского дела, заявлять отводы, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время разбирательства дела, и по существу дела в целом, а также совершать другие процессуальные действия, предусмотренные законом. На незаконные или необоснованные решения суда прокурор согласно ст.282 Кодекса был вправе принести протест, независимо от того, участвовал он в деле или нет.

В итоге роль прокуратуры по конечной цели мало чем отличалась от роли суда, поскольку и суд, и прокуратура были заинтересованы в обеспечении политики государства при рассмотрении гражданских дел.

Суд был связан позицией прокурора в большей степени, чем позицией стороны, поскольку формально прокурор являлся представителем органа, надзиравшего за тем, как суд исполняет законы при рассмотрении и разрешении гражданских споров, и мог опротестовать решение суда.

В сложившейся ситуации зависимости суда от прокуратуры роль правосудия сводилась к превалированию интересов государства в гражданском процессе.

Новый этап в развитии института участия прокурора в гражданском процессе был связан с трансформацией российской государственности, что нашло отражение в принятой в 1993 г. Конституции. Конституция Российской Федерации (принята всенародным анием 12 дек. 1993 г.) / Собрании законодательства РФ, 04. 08.2014, N 31, ст. 4398. Закрепленный в ч.1 ст.

120 Конституции принцип независимости судей, согласно которому судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону, вошел в противоречие со ст.

12 ГПК РСФСР о прокурорском надзоре в гражданском судопроизводстве, что в свою очередь требовало изменения действовавшего гражданско-процессуального законодательства, приведения его в соответствие с новым законодательством и социально-экономическими условиями.

При подготовке нового Гражданского процессуального кодекса РФ вопрос о роли прокурора в гражданском судопроизводстве вызвал дискуссию. В ней нашли отражение два подхода к решению данного вопроса.

Первый из них заключался в том, чтобы минимизировать участие прокурора в рассматриваемых судами гражданских делах, считать его скорее исключением, обусловленным либо необходимостью защиты публичных интересов, либо невозможностью или крайней затруднительностью для лица самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав.

В трудах некоторых ученых освещался и другой подход. Например, А.А. Власов отмечал, что “участие прокурора в гражданском процессе в новом Кодексе следует сохранить в том виде, в каком оно было предусмотрено действовавшим в то время ГПК РСФСР” Власов А.А. Катаракта на “око государево” // Российская юстиция. 2001. N 8.С. 35. .

Видимо, автор не учел тех изменений, которые произошли в социально-экономической, политико-правовой и т.д. жизни общества в постсоветский период.

В итоге в новом Гражданском процессуальном кодексе РФ Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23. 10.2002) // СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4532 в ст.

45 нашла отражение первая точка зрения, согласно которой заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Таким образом, в результате проведенных политико-правовых преобразований произошло ограничение участия прокурора в гражданском судопроизводстве, что должно способствовать совершенствованию правосудия в государстве.

Проведенный историко-правовой анализ становления и развития института участия прокурора в гражданском процессе показывает, что в различные исторические периоды положение прокурора в гражданском судопроизводстве было неодинаково. Если в дореволюционный период, начиная с Судебной реформы 1864 г.

, прокурор в гражданском процессе занимал скорее пассивную сторону, давая заключение лишь по ограниченному кругу дел, то в советское время в связи с усилением роли государства в жизни общества отмечается и усиление роли прокурора во всех сферах правоотношений, включая гражданское судопроизводство.

В результате кодификации гражданского процессуального законодательства прокурор получил право участвовать в гражданском судопроизводстве по любым делам, если этого требовала охрана интересов государства, общества или трудящихся масс.

В постсоветский период с принятием новой Конституции РФ положение прокурора в гражданском процессе становится более ограниченным, что обусловлено стремлением законодателя придать гражданскому процессу более выраженный состязательный частноправовой характер в соответствии с демократическими принципами правового государства.

В новом законодательстве прокурорский надзор стал называться не “высшим” (как в течение многих лет до этого), а просто “надзором”, что терминологически уравняло его с надзорными органами исполнительной власти. В Конституции РФ 1993 г., в отличие от ранее действовавшей, нет главы о прокуратуре: ст.

129 Конституции РФ, посвященная прокуратуре, находится в главе седьмой “Судебная власть”, хотя прокуратура не входит в судебную систему; Генеральный прокурор Российской Федерации не был включен в конституционный перечень субъектов законодательной инициативы, лишен права обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросам соответствия правовых актов Конституции.

Тем не менее, благодаря взвешенной позиции законодателя, потенциал прокуратуры в настоящее время довольно объемен и многообразен.

Предоставив прокурору право на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, законодатель обозначил ведущую роль прокуратуры в системе правоохранительных органов государства.

Поэтому прокуратура, действуя в пределах своей компетенции и только ей присущими методами и средствами, должна успешно справляться с возложенными на нее задачами.

f1.2 Статус прокурора в гражданском процессе

Источник: https://knowledge.allbest.ru/law/2c0b65625a3ad79b4c43a89521216c27_0.html

Прокурор в гражданском процессе

Роль прокурора в гражданском процессе


Судебная защита прав и свобод человека и гражданина — правовой механизм, посредством которого государство обязано обеспечивать соблюдение прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в первую очередь в Конституции Российской Федерации.

Исторически логика развития механизмов защиты прав человека в Российской Федерации существенно отличалась от аналогичных механизмов в демократических странах Европы и Соединенных Штатах Америки. Одним из таких различий является роль прокурора в гражданском судопроизводстве.

Какие бы изменения ни влияли на статус прокурора в российской правовой системе, функция участия прокурора в гражданском судопроизводстве всегда соблюдалась. Вопрос о статусе прокурора в гражданском судопроизводстве является одним из самых противоречивых в науке гражданского процессуального права.

В рамках данной статьи были рассмотрены вопросы, касающиеся положения прокурора в гражданском процессе, его права и обязанности, возможности участвовать в процессе непосредственно, а также были рассмотрены вопросы по имеющимся в законодательстве недостаткам.

Ключевые слова: прокурор, прокурорский надзор, гражданский процесс, участие в судебном разбирательстве, стороны гражданского процесса.

Judicial protection of human and civil rights and freedoms is a legal mechanism whereby the State is obliged to ensure respect for human and civil rights and freedoms, which are primarily enshrined in the Constitution of the Russian Federation.

Historically, the logic of the development of human rights protection mechanisms in the Russian Federation has differed significantly from those in democratic countries in Europe and the United States of America. One such difference was the role of the prosecutor in civil proceedings.

Whatever changes have affected the status of the prosecutor in the Russian legal system, The role of the prosecutor in civil proceedings has always been respected.

Under this article, the position of the prosecutor in a suit at law, his rights and obligations, the possibility to participate directly in the proceedings, as well as issues of legal shortcomings were considered.

Keywords : prosecutor, prosecutor’s office, civil procedure, participation in trial, parties to civil procedure.

Правовую основу деятельности прокуратуры в гражданском процессе составляют различные правовые акты, такие как Федеральный закон «О прокуратуре в Российской Федерации», Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Приказ Генеральной прокуратуры России от 26.04.

2012 № «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе» и многие другие, в соответствии с которыми — при осуществлении гражданского судопроизводства прокурор имеет право обращаться в суд с заявлением (иском), если этого требует защита прав и интересов граждан и защищено законом общества и государства Подача исков и обращение прокурора с заявлением (иском), нарушающим законные интересы физических лиц, является средством реагирования на установленные нарушения закона, восстановления их прав и свобод.

Общие положения об участии прокурора в гражданском процессе закреплены в статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой прокурор, как правило, может обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случаях, когда они находятся в состоянии здоровья, возраста, инвалидности и по другим уважительным причинам не могут самостоятельно.

Данное правило не распространяется на обращение прокурора с заявлением о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в данной сфере:

– Трудовые (официальные) отношения и другие непосредственно связанные с ними отношения;

– защита семьи, материнства, отцовства и детства

– социальная защита, включая социальное обеспечение;

– обеспечение права на жилище в государственных и муниципальных жилищных фондах;

– охрана здоровья, в том числе медицинская помощь;

– обеспечение права на здоровую окружающую среду;

– образование.

Из анализа данной статьи закона следует также, что прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту своих прав, свобод и законных интересов:

1) гражданин, если по каким-либо обстоятельствам он не может самостоятельно подать заявление.

2) интересы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

3) неопределенный круг лиц.

Неопределенная группа лиц означает такую неидентифицируемую (определяемую) группу лиц, которые участвуют в процессе в качестве заявителей, уточняют в своем решении и решают вопрос о правах и обязанностях каждого из них в решении экономических вопросов.

Понятие «неопределенная группа лиц» следует отличать от понятия «значительное число граждан». В случае участия в ходатайстве значительного числа граждан предусмотрена возможность указать имя, фамилию, отчество, место жительства каждого из истцов, который будет индивидуально уведомлен судом о времени и месте судебного заседания.

Прокурор как лицо, участвующее в деле, является самостоятельным субъектом процесса, представителем государства и защищает общественные интересы.

Прокурор не может быть стороной по делу, поскольку он не имеет существенного правового интереса в деле и не является субъектом судебного решения; он не может быть привлечен к ответственности по встречному иску. Прокурор также не может быть судебным представителем стороны или третьей стороны.

Представитель всегда защищал интересы представляемого лица, а прокурор, даже если он подавал жалобу в соответствии со статьей 45 ГПК РФ, защищал интересы закона и был полностью независим от лица, в интересах которого была подана жалоба.

Рис. 1. Порядок участия прокуратура в гражданском процессе

Прокурор, как и другие лица, участвующие в деле, обязан добросовестно осуществлять все права, на которые он имеет право.

В соответствии со статьей 35 ГПК РФ он имеет право знакомиться с материалами дела, снимать с них выписки, делать копии, заявлять возражения, представлять доказательства и участвовать в их рассмотрении, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам, делать запросы, в том числе о представлении доказательств, делать устные и письменные заявления в суде, излагать свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, и возражать против ходатайства.

Прокурор, подавший ходатайство, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права заключить мировое соглашение и обязанности по уплате судебных издержек.

Если прокурор отзывает ходатайство, поданное в защиту законных интересов другого лица, то рассмотрение дела по существу продолжается до тех пор, пока это ходатайство не будет отозвано этим лицом или его законным представителем.

В случае отзыва истцом ходатайства суд прекращает производство, если оно не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц (статья 45 Гражданского кодекса).

В целях осуществления возложенных на него полномочий прокурор вступает в дело и дает свое заключение по делам о выселении, восстановлении трудоспособности, возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также в других случаях, предусмотренных настоящими Правилами и иными федеральными законами.

При этом прокурор не вправе заключать мировое соглашение и не несет судебных издержек. Отказ прокурора от возбуждения дела не лишает лицо, интересы которого он представляет, права требовать продолжения разбирательства. (часть 2 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Если истец отказывается от иска, суд прекращает производство, если только оно не нарушает закон или не ущемляет права и законные интересы других лиц. Это соответствует положению о том, что прокурор не имеет материальных юридических интересов и не уполномочен распоряжаться ими.

Прокурор не связан положением лица, в интересах которого подается иск о защите. Прокурор связан только интересами закона и государства.

Следует подчеркнуть, что прокурор может иметь ведомственный интерес к исходу дела.

Порядок участия прокурора в гражданском процессе регулируется российским законодательством. Этому есть объяснение.

В случае возникновения спорных вопросов, затрагивающих интересы работника, члена его семьи или государственного органа, приглашается должностное лицо контролирующего органа.

Прокурор должен быть в числе сторон в споре для обеспечения справедливости и быть главным гарантом конституционных прав сторон в споре.

Рис. 2. Порядок участия прокурора в гражданском процессе

Закон «О прокуратуре Российской Федерации» и статья 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определяют участие Прокурора в гражданском судопроизводстве. Можно также ссылаться на соглашения, заключенные на международном уровне, и другие правовые документы, касающиеся стороны в споре.

Роль прокурора была расширена, когда пришло время для оценки. Он или она совершили все действия обычного человека, участвовавшего в судебном разбирательстве. Ему или ей было разрешено подать ходатайство об отмене решения. Он имеет право ходатайствовать о пересмотре вступившего в силу решения.

Право прокурора на это возникает, когда он участвует в разбирательстве в первой инстанции.

Федеральным законом от 18.06.2001 г. № 77-ФЗ, часть 4 статьи 10, установлены безусловные основания для рассмотрения следующих дел:

– выселение гражданина из дома без предоставления альтернативного жилища;

– увольнение с работы после окончания контракта;

– восстановление на рабочем месте после незаконного увольнения;

– материальная компенсация за физический ущерб при исполнении производственных обязанностей, аварий, чрезвычайных ситуаций.

– С неизменным участием представителя прокуратуры рассматриваются дела, касающиеся семейных отношений:

– отца, мать лишают родительских прав;

– желание гражданина усыновить, удочерить ребенка и обратная процедура;

– несовершеннолетнего хотят признать недееспособным и наоборот;

– ограничение дееспособности;

– принятие факта, что человек без вести пропал, умер;

– насильственная госпитализация на психиатрическое лечение.

Если суд получает аналогичные ходатайства, они доводятся до сведения надзорного органа. Затем в суд направляется повестка с указанием Кабинета министров и даты заседания.

Защита права голоса и споры по поводу юридических и распорядительных документов рассматриваются с участием прокурора.

Некоторые считают, что если прокурор сидит рядом с судьей, то обвиняемый наказывается по просьбе прокурора. Это недоразумение опровергает правовую норму. Закон не наделяет прокурора полномочиями по надзору за гражданским делом в связи с судебным процессом.

Прокурор имеет те же права и обязанности, что и любой обычный гражданин. Он не ограничен в требованиях и высказываниях собственного мнения. Главное состояло в том, что прокурор не должен обладать особыми полномочиями и должен искать правду в спорном судебном процессе наравне с другими участниками.

Существует независимость от других участников: судей, свидетелей, жертв. Этот факт гарантирует законность процессуальной меры. Надзор со стороны государственного прокурора ограничивается следующими задачами:

– препятствует нарушениям;

– помогает вершить правосудие;

– отстаивает интересы как отдельного гражданина, так и государства.

В самом начале заседания судья объясняет права участников: они могут давать отвод ему, защитнику, прокурору.

Таким образом, человек с погонами приравнивается к рядовым гражданам. В свою очередь, прокурор в любой момент может обратиться с ходатайством о смене характера иска. После принятого решения, если оно не устраивает обвинителя, он подает апелляцию.

При существенных нарушениях законодательных норм он обязан обращаться с кассационным представлением. Если появились новые обстоятельства, то он уполномочен заявить о несогласии с решением и пересмотром.

Литература:

  1. Беляев В. П. Прокуратура и прокурорский надзор в России: Учебное пособие для вузов. / В. П. Беляев. — М.: Юриспруденция, 2012.
  2. Бобров В. К. Прокурорский надзор / В. К. Бобров. — М.: Юрайт — М, 2014.
  3. Галузо В. Н. и др. Прокурорский надзор. / В. Н. Галузо. — Allpravo, 2011
  4. Коршунова О. С. Прокурорский надзор. Учебное пособие. /Коршунова О. С. — Юридический Центр, 2015.

Источник: https://moluch.ru/archive/330/73866/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.