Российское законодательство о несостоятельности банкротстве основные черты

Российское законодательство о несостоятельности (банкротстве): основные черты и тенденции развития

Российское законодательство о несостоятельности банкротстве основные черты

  1. Введение
  2. Российское законодательство о несостоятельности (банкротстве): основные черты и тенденции развития.
  3. Этапы развития законодательства о банкротстве (конкурсного права) в России.
  4. Этапы и процедуры банкротства.
  5. Виды и классификация процедур банкротства.
  6. Заключение
  7. Список использованной литературы

Введение.

Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Можно с уверенностью сказать, что проблема банкротства весьма актуальна и будет оставаться таковой, пока экономика России ориентирована на построение рыночной системы хозяйствования.

В условиях ужесточающейся конкуренции банкротство служит обязательным последствием «естественного отбора» в предпринимательской среде.

Небезызвестные трудности переходного периода, переживаемые нашей страной, создают ещё более благоприятную почву для несостоятельности представителей неокрепшего отечественного бизнеса.

Это коррупция, непосильное налоговое бремя, монополизм, финансовые кризисы, засилие дешёвого импорта, недостаточная поддержка государства отечественного производителя, значительный износ основных фондов промышленных предприятий, недостаточный объём информации и целый ряд других факторов. В результате дела о банкротстве составляют 8% дел, находящихся на рассмотрении арбитражных судов.

Банкротства наносят колоссальный ущерб не только непосредственно кредиторам банкротов, но и государству, всем членам общества.

На практике кредиторы, среди которых российские и иностранные граждане, промышленные, торговые, кредитные и иные организации, бюджеты всех уровней, полностью или в большей части теряют свои средства вследствие несостоятельности должника.

Следствием являются неисполнение этими лицами своих обязательств и обязанностей по уплате налогов, рост задолженности по заработной плате, нарушение работы расчётной системы, дестабилизация общей социально-экономической ситуации.

Нередки случаи, когда банкротство одного лица провоцирует неплатёжеспособность его кредиторов. Поэтому важно своевременное и эффективное проведение мероприятий по предупреждению несостоятельности, активное участие кредиторов в проведении процедур банкротства, что невозможно без знания законодательства о банкротстве.

Российское законодательство о несостоятельности (банкротстве): основные черты и тенденции развития.

Основополагающим законодательным актом является Конституция РФ. В основу построения действующей концепции банкротства положены следующие принципы:

– принцип поддержки конкуренции (ч.1 ст. 8 Конституции РФ);

– принцип признания и защиты равным образом всех форм собственности (ч.2 ст. 8 Конституции РФ), на котором базируется регулирование отношений между должником и его кредитором;

– принцип недопустимости лишения своего имущества иначе как по решению суда (ч.3 ст. 35 Конституции РФ) проявляется, в частности, в том, что отчуждение имущества должника без его согласия производится на основании судебного акта;

– возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц (ч.3 ст. 55 Конституции). На этом основываются, в частности, условия и порядок введения моратория на удовлетворение требований кредиторов в ходе банкротства.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (Закон о банкротстве) занимает главное место в системе источников корнкурсного права. В связи с тем, что содержит ряд положений, не соответствующих ГК РФ. Из п. 3 ст.

232 названного Закона следует: нормы ГК РФ применяются только постольку, поскольку не противоречат Закону о банкротстве.

В правовой литературе подчёркивается, что в случаях несоответствия ГК РФ и Законом о банкротстве должен применяться принцип: «Новый закон отменяет предыдущий».

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г. №6-ФЗ утратил силу, но применяется в некоторых случаях (ст.233 Закона о банкротстве), в частности, если в данный момент в отношении должника проводится процедура банкротства «конкурсное производство», а предшествующая ей процедура банкротства была введена до 3 декабря 2002 г.

Законодательными актами, соотносящимися с Законом о банкротстве как специальное и общее, являются федеральные законы о банкротстве некоторых категорий должников: «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»; «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».

Источниками конкурсного права являются и иные федеральные законы, а также подзаконные акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы Министерства юстиций РФ, положения и инструкции ЦБ РФ и иные подзаконные нормативные правовые акты. Самостоятельным источником конкурсного права являются решения Конституционного суда, в результате которых неконституционные нормативные акты утрачивают свою юридическую силу.

Этапы развития законодательства о банкротстве (конкурсного права) в России.

1-й этап – дореволюционный (XI век – 1917 г.)

а) Первая часть данного периода (XI-XVIII века) характеризовалась зачаточным состоянием правового регулирования несостоятельности, распространением практики применения иностранного законодательства. Как в римском праве, взыскание обращалось на личность должника.

Последствием несостоятельности была продажа должника с торгов, распределение полученных средств между кредиторами: в первую очередь – долг князю, затем – иностранным кредиторам, затем – всем остальным. Дети и супруга должника несли ответственность по его долгам.

 С XVIII века должник мог найти «оплатчика», который бы взял должника на отработку, оплачивал его долги. Если оплатчик не был найден, должника отдавали в солдаты или ссылали в Сибирь.

б) С 1740 г. по 1917 г. наступает этап кодификации и интенсивного развития конкурсного права. Правовое регулирование несостоятельности различалось в зависимости от сферы деятельности должника. Несостоятельность лиц, занимающихся коммерческой деятельностью, именовалась торговой, а несостоятельность дворян и чиновников – неторговой.[1]

Критерием несостоятельности была неоплатность, т.е. должник не мог быть признан несостоятельным, если стоимость его имущества была достаточной для возврата долга. Понятия несостоятельности и банкротства были не тождественны друг другу (в отличие от современного законодательства).

Виды несостоятельности дифференцировались в зависимости от вины должника в своей несостоятельности и влекли различные правовые последствия. «Несчастная несостоятельность» (без вины) могла быть только следствием стихийного бедствия либо вторжения врага.

Её последствия были наименее тяжкими: должник мог быть освобождён из-под ареста, продолжить предпринимательство. «Неосторожная несостоятельность» или 2простое банкротство»т предполагала вину несостоятельного.

«Подложная несостоятельность» или «злонамеренное банкротство» – это умышленное создание фиктивной несостоятельности с целью незаконного обогащения за счёт кредиторов. В этом случае банкрот лишался всех прав состояния и подвергался уголовной ответственности.

Меры по предупреждению несостоятельности (на добровольных и принудительных началах) кредиторы могли осуществить с помощью «администрации по делам торговым».

На время действия администрации приостанавливалось исполнение требований кредиторов. Судебных процедур, направленных на восстановление платёжеспособности должника, законодательно не предусматривалось.

Должник и кредитор могли заключить мировое соглашение.

Вынесение судом определения о несостоятельности должника осуществлялось в ускоренном порядке: должник мог быть признан несостоятельным уже в день поступления в суд сведения о его неплатёжеспособности. Должник и его имущество подвергались аресту, кредиторы предъявляли свои требования, избирали конкурсное управление для осуществления расчётов с кредиторами банкрота.

Оно проводило опись, поиск и охрану имущества должника, проверяло законность заявленных требований кредиторов и относило их к очередям, которые существенно отличались от современных.

В первую очередь выплачивались долги перед церковью, во вторую – перед государством, далее – долги, обеспеченные залогом имущества должника, затем – долги малолетним и опекаемым должника, долги домашним служителям за полгода и др.

2-й этап развития российского конкурсного права – советский (1917-1992 г.)

Дореволюционные правовые акты были отменены. Судами применялись разъяснения Пленума Верховного Суда до 1927 г.

, когда в Гражданский кодекс РСФСР были включены нормы о несостоятельности гражданских и торговых товариществ и физических лиц.

С 1930-х годов они перестали применяться в результате свёртывания НЭПа, установления монопольной государственной собственности. Постепенно положения конкурсного права были исключены из советской правовой системы.

3-й этап развития российского конкурсного права – современный (1993 г.- по настоящее время).

а) Впервые в российском законодательстве институт несостоятельности получил правовое закрепление в Законе РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» 1992 г. Этот Закон представлял собой попытку объединить чисто электичным образом элементы различных систем несостоятельности (банкротства)», применяемые в разных странах».

Его положения делали признание банкротства затруднительным, поскольку восприняли дореволюционную трактовку несостоятельности.[1] В 1993-1994 гг. федеральное законодательство о несостоятельности (банкротстве) широко не применялось. Так, достаточно сказать, что в 1994 г.

во всех арбитражных судах России было рассмотрено около 100 дел о признании предприятий несостоятельными.

Таким образом, главными причинами необходимости реформирования законодательства о банкротстве явилось отсутствие опыта его применения и нецелесообразность заимствования практики у иных, более развитых в экономическом и политическом плане стран без учета российской специфики.

б) Следующий Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве), принятый в 1998 г., изменил понятие несостоятельности, выделил особенности банкротства отдельных лиц и др. Несовершенство этого акта выразилось в неспособности предотвратить злоупотребление органов управления должника, арбитражных управляющих, крупнейших кредиторов.

Институт банкротства стал использоваться для недобросовестного передела собственности (т.е. захвата интересующей компании), а также в целях устранения конкурента. Возбуждение производства по делу о банкротстве часто имело целью получить возможность распоряжения активами должника.

Высокая стоимость процедур банкротства сочеталась с низким процентом удовлетворения требований кредиторов.

в) Действующий Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» был принят в 2002 г.

Его основные новеллы: усложнение возбуждения производства по делу о банкротстве и ведения процедур банкротства; расширения прав учредителей должника и государства; усиление контроля за деятельностью арбитражного управляющего; расширение возможностей по восстановлению платёжеспособности. В этом законе «явно прослеживается цель восстановления статуса полноценного субъекта гражданского оборота, и только при её недостижении происходит ликвидация должника».

Сейчас основными направлениями развития законодательства о несостоятельности являются:

а) совершенствование норм о критериях, признаках и элементах банкротства;

б) пересмотр законоположений, определяющих статус арбитражного управляющего;

в) устранение допущенного при регламентации отдельных «участков» конкурсного процесса дисбаланса в учете интересов различных субъектов (кредиторов, должника, собственника и др.)

Анализ действующего законодательства о банкротстве позволил сформулировать следующие принципиальные положения:

1) институт банкротства не может быть отнесен только к одной отрасли права, поскольку является комплексным институтом права, сочетающим нормы различных его отраслей. В рамка гражданско-правового регулирования банкротство служит лишь одним из оснований ликвидации юридического лица, остальные же отношения (например, судебный и внесудебный порядок) урегулированы нормами других отраслей права.

Таким образом, законодательство о несостоятельности, носящее комплексный характер, находится на стыке публичного и частного права. Поэтому не случаен тот факт, что Закон о банкротстве 2002 г., как и Закон о банкротстве 1998 г.

, наряду с материально-правовыми нормами содержит достаточно большое количество норм процессуального характера (основная часть таких норм, регламентирующих порядок разрешения дел о банкротстве, содержится в гл. III Закона о банкротстве 2002 г.

; кроме этого, часть норм процессуального характера включена в главы, касающиеся особенностей применения процедур банкротства в отношении отдельных участников имущественного оборота);

2) основной тенденцией законодательства о несостоятельности (банкротстве) является развитие его по схеме: общий закон – специальный закон – другие нормативные акты.

К числу общих законов, прежде всего, следует отнести ГК РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ. В соответствии со ст.

223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

Это означает, что во всех случаях, если иное не установлено специальными законами о банкротстве, применяются положения АПК РФ.

Источник: https://www.stud24.ru/anticrisis-economy/rossijskoe-zakonodatelstvo-o-nesostoyatelnosti-bankrotstve/411724-1406238-page1.html

Закон о банкротстве несостоятельности физических лиц – ФЗ 127

Российское законодательство о несостоятельности банкротстве основные черты
Закон о банкротстве несостоятельности физических лиц – ФЗ 127

ФЗ о несостоятельности и банкротстве вступил в силу в 2015 году. Благодаря ему должник может добиться признания своей неплатежеспособности и списать долги перед кредиторами. Закон о долгах касается не только юридических, но и физических лиц. Как по закону освободиться от долгов и что делать после?

Основные положения: фз 127 о несостоятельности банкротстве

цель процедуры признания банкротом заключается в списании всех долгов. Но есть обстоятельства, не позволяющие полностью списать задолженность:

  • Предоставление неверной информации о материальном состоянии должника.
  • Невыполнение взятых обязательств, исходя из корыстных целей.
  • Существуют виды обязательств, которые не подлежат списанию при банкротстве:
  • платежи, возникшие после подачи заявления о признании банкротства;
  • возмещение за причиненный вред жизни или здоровью/моральный вред;
  • долги физлица в отношении кредитора по трудовому договору;
  • выплаты по алиментам;
  • обязательства по возмещению вреда в результате совершенных преступлений;
  • по субсидиарной ответственности при поручительстве кредитов;
  • по умышленно причиненным убыткам юридическому лицу, участником которого должник являлся;
  • по недействительным сделкам, которые признаны финансовым управляющим фиктивными.

Обратите внимание!
Перечисленные требования могут быть предъявлены должнику и после окончания банкротства.

Закон определяет, что банкротом может быть признан любой гражданин у которого накопились долги большее 500 000 рублей и задолженность по кредитам свыше 3 месяцев.

Заявление о банкротстве можно подать самостоятельно или дождаться пока это сделает кредитор. Долги по судебному разбирательству ложатся на банкрота.

Первый шаг в процедуре банкротства — реструктуризация долгов. Это шанс для должника выбраться из кредитов за более долгое время, но без последствий банкротства.

Все кредиторы вписываются в реестр требований должников, где указывается кому, сколько и с какого периода долг. На основании этого проводится реструктуризация.

Для проведения процедуры банкротства необходимо подать заявление в арбитражный суд в сопровождении бумаг, подтверждающих сложное финансовое положение должника, медицинские справки, копию трудовой с отметкой об увольнении и т.д. Это позволит суду принять решение о начале процедуры банкротства.

Заявление о банкротстве должно включать в себя:

  • данные суда, в который направляете иск;
  • личные данные заявителя; (Ф.И.О., адрес, контактный телефон);
  • сведения о кредитных соглашениях (даты и суммы);
  • сумму текущей задолженности;
  • данные кредиторов;
  • причины невыплаты заемной суммы;
  • сроки, касаемо проведенной процедуры займа;
  • исковые требования;
  • список прилагаемых документов;
  • дату и подпись.

Процедура реструктуризации долгов

Согласно ст. 213.2 Закона № 127 о банкротстве, реструктуризация — это один из способов урегулирования споров с кредиторами.

Реструктуризация долгов направлена на улучшение финансового состояния неплательщика и восстановление его платежеспособности. Решение о реструктуризации принимает суд.

При реструктуризации согласовываются и утверждаются новые условия кредитного соглашения между банком и заемщиком, такие как: увеличение срока на погашение задолженности, списание части долга, снижение процентной ставки или неустойки, выкуп задолженности со скидкой; ликвидация задолженности с помощью продажи имущества неплательщика; замена задолженности акциями.

Реструктуризация выгодна и должнику, и кредитору. Если кредиторы и должник договорятся об условиях, банки обеспечат выплату долга, а должник упростит свое положение и сможет выплачивать долг меньшими суммами и восстановить свое положение.

Кому важно знать закон о банкротстве

Закон о банкротстве важен для тех, кто состоит в отношениях «должник-кредитор» на основании любых договоров. Даже не являясь индивидуальным предпринимателем, физическое лицо может быть признано банкротом.

Это поможет разрешить вопрос с долгом, если на это есть уважительные причины. Такие споры решают как между банками и должником, так и между двумя физическими лицами. Процедура реструктуризации работает и в этом случае.

Если в процессе реструктуризации договориться не получилось, суд выносит решение о реализации имущества должника в счет долга. Последствием признания гражданина в таком статусе может стать запрет на выезд за пределы страны и займ дальнейших кредитов. Поэтому реструктуризация наиболее благоприятный вариант решения спора.

Сроки и стоимость процедуры

Процедура признания физического лица банкротом стоит от 40 тыс. рублей. Максимальная стоимость может составлять 100 тыс. при учете всех юридических услуг.

Что входит в стоимость?

  • При обращении в суд необходимо оплатить госпошлину, которая равна 300 рублям.
  • Оплата депозита, который согласно ст. 213, п.4 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» является вкладом на счет Арбитражного суда и равен 25 000.00 рублей для оплаты услуг финансового управляющего.
  • Оплата услуг финансового управляющего по ст. 20.6 п.3 равна фиксированной оплате в 25 000 руб. + 7% от денежных средств, выплаченных кредитору при реализации имущества.
  • Оплата публикации сведений в реестре требований должников.
  • Отправка писем с уведомлением — примерно 85 рублей;
  • Услуги банка по реструктуризации;
  • Расходы на проведение торгов при продаже имущества.

Прочие расходы без организации торгов обычно составляют около 2 000 рублей.

По срокам процедура признания физического лица банкротом занимает до 2-х лет.

  • Выбор юридической фирмы по банкротству, финансового управляющего займет не менее 7 дней.
  • На сбор документов на банкротство физического лица уйдет около 3-4 недель.
  • Составление и подача в суд заявления. Этот этап может занять как 2 дня, так и год. Если вы решаете этот вопрос в сопровождении грамотного юриста, процедура пройдет быстрее.
  • Принятие судом заявления о банкротстве к производству — 5-7 дней.
  • На назначение даты первого судебного заседания займет от 15 дней до 3 месяцев.
  • Введение судом процедуры реструктуризации долгов — около 5-6 месяцев.
  • Реализация имущества в деле о банкротстве физлица занимает примерно 6 месяцев.
  • Включение в реестр требований кредиторов при банкротстве — от 2,5 месяцев.
  • Проведение финансовым управляющим комплекса мероприятий с имуществом должника — от 5 до 10 месяцев.
  • Оспаривание сделок должника (при их необходимости) — 1-2 года.
  • Реализация залогового и недвижимого имущества — до 6 месяцев.

Упрощенное банкротство физических лиц

Высокая стоимость процедуры не позволяет обратиться к ней каждому, кто в этом нуждается. В связи с этим принято решение о внесение изменений в закон о банкротстве.

Основная идея — возможность отказаться от услуг финансового управляющего, что позволяет сэкономить минимум 25 тыс. руб..

Если суд в течение 2 месяцев не назначит финансового управляющего в процедуре банкротства, то дело решается без его участия.

Также упрощенная процедура имеет следующие признаки:

  • долг от 50 тыс. р. до 700 тыс. р.;
  • не более 10 кредиторов;
  • право производства в упрощенной форме распространяется только на физические лица, не имеющие статуса ИП и долей в юридических лицах;
  • инициатором может выступить только сам должник;
  • реструктуризация не предусмотрена. Только реализация имущества.

На данный момент закон об упрощенной процедуре признания физического лица банкротом еще не вступил в силу. Законопроект об изменениях в основной закон находится на стадии обсуждения.

После банкротства

У банкротства есть главная положительная сторона — освобождение от кредиторов, списание долгов или упрощение процедуры их выплаты. Но банкротство также предполагает и негативные последствия.

Счета в банках, кредитные, дебетовые карточки переходят в пользование финансового управляющего. Зарплата и пенсия банкрота поступает в его распоряжение. Суд разрешает банкроту пользоваться средствами в размере до 50 000 рублей без согласия финансового управляющего. На остальные сделки нужно письменное его разрешение.

В течение 5 лет банкрот обязан сообщать потенциальному кредитору о своем банкротстве и предоставить подтверждающие документы.

5 лет физическое лицо не сможет пройти повторную процедуру банкротства, а 3 года не сможет занимать управляющие должности. 10 лет нельзя управлять кредитными организациями и участвовать в долях таких организаций.

На время процедуры банкротства может быть установлен запрет на выезд.

Обратите внимание!
Все негативные последствия ожидают должника только после прохождения процедуры реализации имущества. Если спор решается мирным урегулированием и реструктуризацией долга, негативные последствия не возникают.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ce801e3dd00af00b25ad434/zakon-o-bankrotstve-nesostoiatelnosti-fizicheskih-lic-fz-127-5cf52810f456fd00af81855c

Законодательство о несостоятельности (банкротстве): сфера действия и тенденции развития

Российское законодательство о несостоятельности банкротстве основные черты

Абрегов, А. А. Законодательство о несостоятельности (банкротстве): сфера действия и тенденции развития / А. А. Абрегов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 13 (251). — С. 171-173. — URL: https://moluch.ru/archive/251/57569/ (дата обращения: 05.02.2021).



В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» действие данного закона «распространяется на юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с ГК РФ» [1].

Согласно п. 3 ст. 1 данного закона, «отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, регулируются настоящим Федеральным законом.

Нормы, которые регулируют несостоятельность (банкротство) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и содержатся в иных федеральных законах, могут применяться только после внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон» [1].

Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются Арбитражным судом, в порядке установленным Федеральными законами регулирующие вопросы о несостоятельности (банкротстве). Дела о несостоятельности рассматриваются судьей единолично.

В РФ Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» по отношению к физическим лицам применяется недавно. Проводя анализ мировой практики во всех экономически развитых странах романо-германской правовой семьи, работает институт несостоятельности (банкротства) граждан уже более 10–20 лет.

Введение данного института с одной стороны является благом для добросовестных граждан, но с другой стороны институт банкротства для недобросовестных граждан может грозить наступлению уголовной ответственности, а также признание должника банкротом, но без освобождения его от долгов.

В связи с недавним распространением норм Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» на физических лиц, как в теории, так и на практике существуют проблемы, разрешение которых имеет весьма важное значение для дальнейшего развития данного института. В этой связи необходимо отметить, что проблем при банкротстве граждан существует намного больше, нежели при банкротстве юридических лиц.

Компетенция Арбитражных судов в Российской Федерации отнесена к Федеральному конституционному закону от 28.08.1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Также статья 27, 38 АПК РФ определяет подведомственность и условие того, что лица могут подать заявление о признании должника банкротом по месту нахождения должника.

Из этого вытекает проблема, связанная с невозможность Арбитражным судам рассматривать дела о несостоятельности (банкротства) физических лиц из-за недостаточной судебной практики, большого количества дел и длительного судебного процесса.

Проблемы также возникают и в самой судебной системе Арбитражных судов.

Например, граждане, которые проживают в отдаленной местности, могут испытывать значительные неудобства в подаче заявления и прохождении процедур несостоятельности (банкротства) [7, с. 97].

Анализируя нормативно-правовые акты института банкротства в российском законодательстве, можно сказать следующее:

  1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»является основным нормативно-правовым актом регулирующий процедуры несостоятельности (банкротства). В данном законе закреплен порядок прав и обязанностей лиц, участвующих в деле.
  2. В ГК РФ внесены изменения, касаемо граждан, которые не в состоянии удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей [8, с. 32]. Гражданин может быть признан банкротом по решению Арбитражного суда. Таким образом, данное изменение позволяет четко разграничить компетенция судов в РФ. Под гражданином в РФ понимается,лицо, которое является субъектом гражданских правоотношений.
  3. УК РФ определяет ответственность граждан при неправомерных действиях в процедуре банкротства граждан, которые не являются индивидуальными предпринимателями, а также за преднамеренное и фиктивное банкротство законодатель предусматривает уголовную ответственность [10, с. 17].
  4. Кодекс об административных правонарушениях РФ также указывает на дополнения, касающиеся, фиктивного и преднамеренного банкротства, а также неправомерных действий арбитражного управляющего и граждан при процедуре банкротства.
  5. АПК РФ дополнил новую статью, определяющую подведомственность дел о несостоятельности (банкротстве). В АПК РФ внесена отдельная глава 28 состоящая из трех статей, предусматривающая порядок рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве).
  6. Законодатель в Федеральный Закон «Об исполнительном производстве» дополнил норму об особенностях обращения взыскания при введении в отношении должника-гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, процедур, применяемых в деле о его банкротстве. Анализируя данную статью, необходимо заметить, что данная норма имеет специальное правило о том, что при процедуре реструктуризации долгов гражданина или реализации его имущества все выявленные судебные ограничений на имущество снимаются судебным приставом-исполнителем. [9, с. 76]

Из этого следует, что нормативно-правовой акт регулирует институт банкротства, в том числе граждан, и имеет системный характер и затрагивает всю законодательную базу, касающуюся банкротства.

В завершении рассмотрения последствий признания лица несостоятельным (банкротом) необходимо выделить наиболее актуальные проблемы:

1. Проблема, связанная с нормой регулирующей последствия признания гражданина банкротом. Данные последствия приводят к ограничениям развития экономики в стране и к дальнейшему ухудшению статуса лиц, прошедших процедуру банкротства;

2. Проблема, связанная с регулированием деятельности ФССП РФ.

Данная проблема является актуальной для граждан, признанных банкротами потому, что судебный пристав-исполнитель при признании гражданина банкротом, не фиксирует завершение процедуры и освобождение гражданина от обязательств Арбитражным судом. Тем самым, кредиторы в таком случае, могут заново предъявить исполнительный лист судебному приставу-исполнителю.

По вышеназванным актуальным проблемам автор выделяет следующие эффективные способы разрешения проблем:

Во-первых, законодателю необходимо обратить внимание на статью, регулирующую последствия признания гражданина банкротом, а также внести более структурированную норму, регулирующую данные последствия.

Во-вторых, внести в статью ограничения последствий для добросовестных банкротов, которые могли бы заниматься экономической деятельностью. Таким образом, судья и финансовый управляющий должны во время процедуры реабилитационных процедур выявить факт добросовестного гражданина.

В-третьих, внести в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» статью, регулирующую обязанность судебных приставов-исполнителей фиксировать процедуру банкротства.

На основании изложенного можно прийти к выводу о том, что данные ограничения в отношении граждан признанных несостоятельными (банкротами) являются очень серьезными и длительными по срокам их действия сравнительно с прежним законодательством.

Таким образом, концептуальное исследование правового регулирования процедур, применяемых в деле о банкротстве физических лиц, позволяет выделить то, что институт носит реабилитационный характер и направлен на единый самостоятельный процесс признания гражданина банкротом.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/251/57569/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.