Свекровь это кто по родственному

Родственные связи в русском народе

Свекровь это кто по родственному

Старец Паисий Святогорец однажды сказал: «Единственная ценность жизни – это семья. Как только погибнет семья, погибнет и мир. Покажи свою любовь, прежде всего, в своей семье».

Семья – это первая школа жизни и настоящая школа любви. Чтобы научиться жить в обществе, среди чужих людей, надо, прежде всего, научиться жить среди родных.

Чтобы стать верным чадом Вселенской Церкви, надо стать добрым членом малой Церкви – семьи.

Кроме родных отца, матери, братьев и сестёр в семьях есть и другие родственники: бабушки, дедушки, снохи, зятья, их дети. И тут в семье должны царить любовь, доверие и согласие. У наших предков были понятия «малая семья» — это отец, мать и их маленькие дети и «великая семья» — т.е. весь род, все родственники, носящие одну фамилию.

И часто под одной крышей жили и уживались представители трёх, четырёх поколений. Например, в некоторых больших семьях в Грузии в общем доме насчитывалось до 25 люлек. Чтобы сохранить мир и согласие в семье, должна чётко соблюдаться иерархия – кто кому подчиняется, кто о ком заботится, кто за что отвечает.

Попробуем разобраться в наименованиях родственных связях, немного подзабытых в настоящее время.

Испокон века существует несколько видов родственных связей: кровное родство,сватовство (т.е. родство через брак) и кумовство (духовное родство).

Родство по крови имеет несколько степеней. Между мужем и женой нулевая степень родства, так как они часть не родственники, а единая плоть, нераздельные части друг друга. Первая степень родства – между родителями и детьми, вторая – между братом и сестрой, а также между внуком и бабушкой, третья – между дядей и племянником, и т.д.

Сватовство, т.е. родство через брак — многочисленная линия родственников,  включающая в себя свёкра, свекровь, тестя, тёщу, зятя, невестку или сноху, деверя, золовку, шурина, свояка, свояченицу, сватьев или сватов, ятрову, отчима, мачеху, пасынка, падчерицу, детей единокровных, детей единоутробных и, наконец, сводных братьев и сестёр.

Свёкор

Когда девушку выдавали замуж, она попадала в семью мужа и должна была жить с его родителями. Свёкор – это отец мужа. Издавна у свёкра сложилась репутация грозного и деспотичного человека. В народе говорили: «Свёкор гроза, а свекровь выест глаза» или «не жени сына на тёще, не отдавай дочери за свёкра» (т.е не давай им воли).

Но всё-таки чаще всего отец мужа был для молодой хозяйки заступником и покровителем, и она называла его «свёкор-батюшка». За столом, когда все ели из одного блюда, свёкор следил, кто как ест и часто говорил застенчивой невестке: «Ешь, не стесняйся». На что она отвечала: «Не волнуйтесь, папаша. Я не достану, так привстану».

Свекровь

Мать мужа – это свекровь. В фольклоре свекровь – настоящая злодейка: «Помнит свекровь свою молодость, а снохе не верит», «Свекровь на печи, что собака на цепи», «От свекрови в семье никому нет промытой воды». Свадебный обычай некоторых губерний предписывал свекрови подойти к невесте на второй день свадьбы, слегка ударить её плёткой и сказать: «Это свекровина гроза!»

Образ лютой свекрови сложился издавна. В семьях бывали нередки забитые, бессловесные невестки, которых всячески обижали деспотичные и властные свёкры (им не смели перечить даже взрослые, женатые сыновья) и лютые свекрови. Несчастные невестки с годами превращались в таких же лютых старух: «Я всех слушалась, а вот пусть-ка теперь передо мной другие попляшут!»

Игумен Георгий (Шестун) в своей книге «православная семья» на вопрос, почему иногда свекровь не признаёт невестку, ответил так: «Чаще всего это происходит, когда нет родительской воли на этот брак, нет благословения, когда не интересовались мнением родителей. Почему мать переживает? Потому что не сын замуж взял, а его женили на себе. Она не может простить мужского унижения собственного сына. Он должен был выбрать, под венец повести».

Свекровь полагается любить и слушаться, как любила свою свекровь Руфь, которая и после смерти своего мужа не захотела расстаться с его матерью, ушла с ней на чужую сторону: «Куда ты пойдешь, туда и я пойду», — говорила она своей свекрови, — где ты будешь жить, там и я буду жить, Твой Бог будет моим Богом, твой народ – моим народом, И где ты умрёшь, там и я умру и погребена буду, одна смерть разлучит меня с тобой!» (Руфь. 1-16,17) И Господь наградил такую верность и преданность: Руфь стала праматерью царя Давида, из рода которого произошёл Сам Господь Иисус Христос.

Тесть

Тестем называют отца жены. Про него говорят: «Тесть, как ни вертись, а за зятька поплатись», «Что мне тесть, коли нечего есть», «В копнах не сено, в долгу не деньги, а у тестя не приданое».

В старину молодые крайне редко жили в доме родителей невесты.

К тестю и тёще приезжали только погостить, поэтому у них и сложился образ гостеприимных, радушных хозяев, которых уважают и в свою очередь тоже ублажают: «Тестевы обычаи уважай», «Зятёк тестюшку ублажает».

Тёща

Мать жены – это тёща. В народе бытует образ тёщи как заботливой «второй матери» для зятя: «У тёщи зятёк – любимый сынок», «У тёщи-света всё для зятя приспето», «Тёщины блины сладки», «У хорошей тёщи зять не будет тощим». На второй день свадьбы молодым полагалось ездить к тёще «на яичницу».

А в пятницу на Сырной седмице (Масленице) устраивались «тёщины вечёрки». В этот день тёща, со своими родственниками и подругами приходила в гости к зятю. И блины в этот день пекла её дочь, жена зятя.

Зять в любое время был у тёщи желанным гостем: «Тёща зятя в гости завёт: на Петров день – на сыр; на Ильин день – на бараний рог; на Успенье – на морковкино заговенье».

Однако, бывало, над тёщей и подтрунивали: «Зять с тёщею говорит день до вечера, а послушать нечего», «Смолоду меня тёща зятем звала, а взростя дочь – за другого отдала», «Был у тёщи, да рад утёкши».

Зять

Зять – это муж дочери, муж сестры и муж золовки. «Зять да сват у тёщи первые гости», — говаривали в старину. Родители невесты относились к зятю, как к родному сыну: «Одно дитя роженое (дочь), другое суженое (зять)».

Но иногда зятем бывали и недовольны: то беден, то незнатен, то прожорлив: «Бедному зятю и тесть не рад», «Ни в сыворотке сметаны, ни в зяте племени», «Думала тёща, пятерым не съесть; а зять-то сел да за присест и съел!», «Сынок – свой горбок; зятёк – покупной щеголёк; тёща хлопочет, тесть кропочет».

Невестка (сноха)

            Невестка, или сноха – жена сына. Снохами также приходились друг другу жены братьев. Само слово «сноха» раньше звучало как «сыноха», т.е. замужем за сыном. Сноха была в доме новым человеком, поэтому её называли ещё «невесткой», т.е. «неведомой», неизвестной. При знакомстве она говорила: «Папаша, мамаша, я сноха ваша».

К невестке относились очень придирчиво, потому что в будущем именно ей предстояло стать полноправной хозяйкой в доме. «Сношка, сношенька, переступай с ноги на ноженьку» (т.е. шевелись, работай). «Сношенька у свёкра – госпоженька», «Сноху привели, и трубу на крышу поставили!». «Зять по дочке помилеет, а сын по невестке опостылеет». «Первого сына женят отец-мать, а второго – сноха» (т.

е. о свекре и свекрови будут судить по её словам).

            О снохах и свекровях существует один очень поучительный рассказ из жития преподобного Макария Великого. Однажды во время молитвы преподобный услышал голос, сказавший: «Макарий! Ты не достиг ещё меры святости двух женщин, которые живут в таком-то городе».

Старец отыскал этих женщин и спросил у них, какими добродетелями они обладают, что так много значат в очах Господних. «Какие у нас добродетели? – удивились они. – Живём в мирской суете, грехов у нас много, а добрых дел за собой не знаем никаких».

Старец, однако, настаивал на своём, и они ему рассказали следующее: «Мы две снохи, жены двух родных братьев; пятнадцать лет живём мы вместе под одной крышей, и за это время ни одна из нас не слышала от другой бранного слова. Мы хотели уйти в монастырь, но мужья нас не отпустили.

Тогда мы дали пред Богом обет – до самой смерти избегать пустых мирских разговоров, сидеть больше дома да заниматься делом». Вот за эту незлобивость и любовь Господь и поставил двух простых мирских женщин выше старца-пустынника.

Деверь

            Деверем называют брата мужа. «Деверь невестке обычный друг», «Мой деверёк, браток, не твоему деверищу чета».

Ятровь (ятровка)

            Ятровь, или ятровка – это жена деверя или жена шурина, а также жена брата (деверю и золовке). Другими словами, ятровка – женщина по отношению к семье мужа, поэтому иногда ятровкой называют сноху.

Золовка

            Золовка (золва, золвица) – это сестра мужа. Эту родственницу по-старославянски называли «свесть», т.е. «своя женщина», поэтому и «сестра», и «свекровь», и «свесть» – это однокоренные слова. Поскольку золовка принадлежит к мужниной родне, то она, как и все родственники мужа попадает под стереотип злых людей.

«Золовушкины речи репьём стоят», «Золовка зловка».Суббота на Масленице называлась «золовкиными посиделками». В этот день молодые невестки приглашали в гости золовок и других родственников мужа. Если золовка была не замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг, если сестры мужа уже были замужние, то невестка звала свою замужнюю родню.

Невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.

Шурин

            Шурин, или шурья, швагер – это брат жены. Про него говорили: «Зять любит взять, тесть любит честь, а шурин глаза щурит», «Зять да шурин – кто их судит?», «Шурин по зятю не наследник».

Свояк и свояченица

            Свояченица – это сестра жены, а свояк – её муж. Свояками также называются мужчины, женатые на двух сёстрах. О них испокон веков почему-то шла дурная слава: «Два брата на медведя, а два свояка – на кисель» (т.е.

ненадежные, слабые люди). «Свояк свояку подарил мёртвую собаку. – Отчего ж она, свояк, не лает? – Оттого, что тебя больно знает».

«Как у тёщи зять в гостях – за семь вёрст заезжают; как у свояка свояк в гостях – за семь вёрст объезжают».

Сватья (сваты)

            Сват и сватья – это родители молодых, а свойственники – вся родня по мужу или по жене. Про сватов нелицеприятно говорили: «И добрый сват – собаке брат». «Сват не сват, а в горох не лезь», «Знают сватью и в новом платье».

            О других родственниках по браку можно сказать в нескольких словах.

Отчим – второй муж матери (неродной отец), мачеха –  вторая жена отца (неродная мать), единокровные дети –  от одного отца, но от разных матерей,единоутробные дети – от одной матери, но от разных отцов, пасынок (пасерб) – сын мужа от его первой жены, или сын жены её первого мужа, падчерица – дочь мужа от первой жены или дочь жены от мужа мужа, сводные братья и сестры – пасынки и  падчерицы между собою.

            Теперь немного о духовном родстве – кумовстве.

Кум, кума

Кум и кума – это крестные отец и мать, восприемники. В старину их ещё называликмотр и куепетра, божат и божатка, также в некоторых областях крёстную мать до сих пор называют кокой, или коканей.

Главной задачей крестных родителей было приобщить крестника к основам веры, поэтому родством с кумовьями очень дорожили: «Кума да кум наставят на ум», «Добрая кума прибавит ума», «Кум дарит крест, а кума ризки».

Кума и куму полагалось в любое время встречать радушно и щедро угощать, и некоторые этим злоупотребляли, поэтому и родились поговорки: «Кумушка кума, окрести моё дитя, да не знай мово двора», «В кумовьях не быть – и пиво не пить», «Не спеши, куманёк, не вздут огонёк».

  Между кровными родителями ребёнка и его крестными брачные узы были невозможны, поэтому говорили: «При куме не жить, а без кума не быть». Иногда над любопытными кумушками подтрунивали: «Кому до чего, а куме до всего», «Кумушкины слёзки на базаре дёшевы».

Если не состоящие ни в каком родстве мужчины обменивались нательными крестами, то становились крестовыми братьями. Обмен крестами ещё называют братанием, а тех, кто обменялся – побратимами. Также и женщины, обменявшиеся нательными крестами – это крестовые сёстры (побратимки, сестёрны).

Существует ещё несколько интересных обозначений неродственных связей:

Соломенный вдова (вдовец) – женщина или мужчина, живущие длительное время отдельно от супруга по причине, зависящей от другой стороны.

Дядька или мамка – человек (мужчина или женщина), приставленный для ухода и надзора за ребёнком, или тот, кто его нянчит.

Кунак – лицо, связанное с кем-либо обязательством взаимного гостеприимства, дружбы и защиты; друг, приятель.

Названый брат, названая сестра – человек, не состоящий в биологическом родстве с данным человеком, но согласившийся на братские (сестринские) отношения добровольно.

Сородич – уроженец той же земли, связанный с кем-либо исторически или культурно.

Земляк (земеля, зёма) – уроженец одной с кем-либо местности.

Загадки о родственных связях:

1) Шёл муж с женой, брат с сестрой да шурин с зятем: много ль всех? (Ответ: трое).

2) Шуринов племянник как зятю родня? (Ответ: сын)

Татьяна Владимировна Грудкина, кандидат филологических наук, директор православной школы имени свт. Тихона Задонского

http://shuya-eparhia.ru/2015/04/02/post_16842/

Источник: https://myslo.ru/club/blog/ugolok-pravoslaviya/exatLRXVS0GVb08AV7nChg

Степени родства, общепринятые в Русском народе – Велемудр. Мир тесен. – медиаплатформа МирТесен

Свекровь это кто по родственному

«Русский человек без родни не живёт».

Народная пословица.

МУЖ – мужчина детородного возраста, ведущий общее хозяйство с женщиной («женатый»). Может иметь одновременно или сменить за одну жизнь несколько жён.

Это кармическая (временная) связь мужчины и женщины для приобретения определённых качеств и развязывания кармических узелков прошлых воплощений.

Количество жён определяется мерой ответственности мужчины – каждую из них он должен содержать, обучать, защищать, наделять женской долей.

По Ведическому укладу юноша мог жениться только по достижению 21-го года, после завершения обучения мужским искусствам и мастерству своего сословия. Кроме этого, он должен был научиться содержать и обучать свою жену и детей.

Исследования современных учёных подтверждают полное созревание ряда центров высшей нервной деятельности молодых мужчин именно к этому возрасту: например, эти центры отвечают за осознанное духовное развитие человека, за чувство ответственности за судьбу своих близких.

«Муж жене отец».

«Не муж в мужах, коим жена владеет».

ЖЕНА – женщина детородного возраста, ведущая общее хозяйство с мужчиной («замужняя»). В Ночь Сварога (Кали-югу – «злосчастный век») может сменить за одну жизнь несколько мужей. По Ведическому укладу девушка могла выходить замуж после 16-ти лет, при условии телесного здоровья и завершения обучения женским искусствам.

«Жена без мужа – вдовы хуже».

 «Хорошая невеста, да худая жена».

СУПРУГИ (супруг и супруга) – родственные половинки (мужская и женская), соединённые судьбой навсегда («повенчанная чета»). Выбор супруга происходит испытанием духа. Иногда нужно несколько жизней, проведённых рядом, чтобы супруги поняли и вновь обрели друг друга для дальнейшего совместного духовного развития.

«Супруг и супруга почитаются в Русском народе более мужа и жены». В.И. Даль.

ОТЕЦ (отче, батя, батюшка) – мужчина, давший своё семя для зачатия ребёнка. Однако в Русском народе говорят: «Не тот отец, кто семя дал, а тот отец, кто выкормил, вырастил и в люди выпустил».

Отцов у человека может быть несколько: родной (кровный, давший семя), кормчий (выкормивший и вырастивший ребёнка), крёстный (родственник или посторонний человек, участвовавший в крестинах), посажённый (близкий знакомый или дальний родственник, участвующий в свадебном обряде в случае отсутствия родного отца), духовный (свещеннослужитель или наиболее уважаемый в роду человек – наставник в духовных вопросах), названный (посторонний человек, принявший на себя обязанности отца по отношению к человеку любого возраста).

«Отца с сыном и сам царь не рассудит».

«Дай Бог, кому детей родить, тому их и вскормить»!

МАТЬ (мама, матерь, матушка) – женщина, выносившая и родившая здорового ребёнка.

Крёстная мать – родственница или посторонняя женщина, участвовавшая в крестинах, посажённая мать – близкая знакомая или дальняя родственница, участвующая в свадебном обряде в случае отсутствия родной матери, духовная мать – свещеннослужительница или наиболее уважаемая в роду женщина – наставница в духовных вопросах, названная мать – посторонняя женщина, принявшая на себя обязанности матери по отношению к человеку любого возраста, молочная мать (мамка) – кормилица младенца.

«Бог до людей, что мать до детей».

«Хороша дочь Аннушка, коли хвалит мать да бабушка».

СВЁКОР – отец мужа. Наставник и заступник для жены сына.

«Свёкор – батюшка, заступа моя».

«Свёкор дочку бранит – невестке науку даёт».

СВЕКРОВЬ – мать мужа. Отвечает за продолжение обучения жены сына.

«Журлива, что свекровь».

«Кому свекровь свекровушка, а кому и свекровища».

ТЕСТЬ – отец жены. Советчик молодым в спорных вопросах. Несёт ответственность за поступки и поведение своей дочери в новой семье.

«Тестевы обычаи – уважай».

 «Тесть любит честь».

ТЁЩА – мать жены. Помощница и советчица мужу дочери.

«Зять да сват у тёщи первые гости».

«Тёща зятя ублажает ради малого дитяти».

СВАТ – отец или родственник одного из супругов по отношению к родителям или родственникам другого супруга.

«Два брата на медведя, а два свата – на кисель».

«Сват не сват, а в горох не лезь»!

СВАТЬЯ (сваха) – мать или родственница одного из супругов по отношению к родителям или родственникам другого супруга в родственных отношениях.

В отличие от них, сват и сваха (сватья), участвующие в свадебном обряде, кровными родственниками не являются, а могут быть только названными.

На хорошей свадьбе в обрядах участвуют три свахи: женихова (сватавшая), подвенечная (крёстная мать или близкая родная женщина), постельная («пуховая», сведущая в обрядах зачатия).

ЗЯТЬ – муж дочери, муж сестры, иногда – муж золовки.

«Зятёк тестюшку ублажает».

«Зятев брат тёще сват».

СНОХА («невестка») – замужняя женщина по отношению к родным её мужа: отцу, матери, братьям, сёстрам, жёнам братьев и мужьям сестёр («сыноха» – то есть сыновья жена, В.И. Даль).

 «Первого сына женит отец-мать, а второго – сноха».

ДЕВЕРЬ – брат мужа.

«Мой деверёк – что браток».

ЗОЛОВКА – сестра мужа, иногда так называют жену брата.

«Золовка хитра на уловки».

«Золовкины посиделки – суббота на масляной неделе».

ШУРИН – родной брат жены.

«Шурин по зятю не наследник».

СВОЯЧЕНИЦА – сестра жены.

СВОЯК – муж свояченицы; муж сестры жены (иногда – зять).  Двоюродные свояки – мужья двоюродных сестёр.

«Свояк свояку подарок дарил, да чёрна кошка пробежала».

БРАТ (братец, братик, братишка) – каждый из сыновей, имеющих общих родителей, в отношении к другому сыну или сестре.

«Нет друга супротив родного брата».

«Брат брата не выдаст».

ДВОЮРОДНЫЙ БРАТ – сын родного дяди или родной тёти, находящийся в родстве по деду или бабушке с детьми их сыновей и дочерей («сродный»).

«Брат на брата – хуже супостата».

ТРОЮРОДНЫЙ БРАТ – сын двоюродного дяди или двоюродной тёти.

«Брат-то мой, да ум то у него свой».

СЕСТРА (сестрица, сестрёнка)  – дочь одних и тех же родителей по отношению к другим их детям.

 «Первую дочь по семье бери, вторую – по сестре».

ДВОЮРОДНАЯ СЕСТРА – дочь родного дяди или родной тёти.

«Брат сестре не указ в стряпне».

ТРОЮРОДНАЯ СЕСТРА – дочь двоюродного дяди или двоюродной тёти.

«Живёт красна и наша сестра».

ПОЛНОРОДНЫЕ (брат, сестра) – дети, имеющие общую мать и общего отца. Единородные дети имеющие общего отца.

ЕДИНОУТРОБНЫЕ ДЕНИ – имеющие общую мать. Привенчаные дети – дети, рождённые до свадьбы.

СВОДНЫЕ (брат, сестра) – являющиеся братом (сестрой) по отчиму или мачехе, неродные («сведённые»). Молочный брат (сестра) – сын (дочь) кормилицы.

Названные (брат, сестра): побратимы (обменявшимися нательными крестами или оберегами, в знак духовного побратимства), крестные (сын или дочь крёстного отца или крёстной матери), кумлёные (девушки кумятся в Семик, «девичье родство»), кровные (приобщившиеся к крови друг друга – добровольно или случайно, так как кровники могут и быть врагами).

«Никто не сводил – Бог свёл»!

«Брат так брат, а не брат – так отдай мой крест и лапти»!

ПЛЕМЯННИК (племянница) – сын (дочь) брата или сестры (родных, двоюродных, троюродных). Соответственно: ребёнок двоюродного брата (сестры) – двоюродный племянник, ребёнок троюродного брата (сестры) – троюродный племянник.

«У тётки баловень племянник, у дяди – племянница».

ВНУЧАТЫЙ ПЛЕМЯННИК (племянница) – внук (внучка) брата или сестры. В народе ещё отличают: «застольный племянник» – пригретый и живущий временно в доме бедный дальний родственник, «Божий племянник» – родственник, которого так называют за сопутствующий ему во всём успех.

ДЯДЯ (дядька, дядюшка) – брат отца или матери, муж тётки.

Соответственно: двоюродный дядя – двоюродный брат отца или матери, троюродный дядя – троюродный брат отца или матери.

В древнерусском языке его называли «стрый» – он помогал брату в воспитании детей («пестун»). Позднее «стрыем» стали называть дядьку-наставника мальчиков в воинском искусстве.

«У кого есть дядька, у того цело дитятко».

«Каковы где дядьки, таковы и дитятки».

ТЁТЯ (тётка, тётушка) – сестра отца или матери по отношению к  их детям (племянникам). Жена дяди по отношению к его племянникам. Соответственно: двоюродная тётя – двоюродная сестра отца или матери, троюродная тётя – троюродная сестра отца или матери.

«Где тётка, там и сваха».

ВНУК (внучка) – сын (дочь) дочери или сына по отношению к деду или бабушке. Соответственно: двоюродный внук (внучка) – сын (дочь) племянника или племянницы.

«Бабушке один только дедушка не внук».

ДЕД (дедушка, дедка) – отец отца или матери. Советчик во всех домашних делах. Хранитель заповедей предков.

«У кого есть дед, у того есть и обед».

ДВОЮРОДНЫЙ ДЕД – дядя отца или матери, брат родного деда.

«Как жили деды наши, так и нам велели».

БАБУШКА (баба, бабка, бабуся) – мать отца или матери. Заступница всем домашним, хранительница семейных обычаев.

«Хорошо тому жить, у кого бабушка ворожит».

ДВОЮРОДНАЯ БАБУШКА – тётя отца или матери, сестра родного деда или бабушки.

«У каждой бабки свои ухватки».

ТРОЮРОДНАЯ БАБУШКА – бабушка двоюродной сестры или брата, двоюродная тётя отца или матери («внучатная»). В народе ещё уважали крёстную бабку – мать крёстного отца или крёстной матери.

«Была б моя бабуся – никого не боюся»!

МАЧЕХА – жена отца по отношению к его детям от другой женщины, неродная мать.

«Вдовец берёт себе жену, а деткам – мачеху».

«Мачеха добра да не мать родна».

ОТЧИМ – муж матери по отношению к её детям от другого мужчины, отец по матери (неродной отец).

ПАСЫНОК – неродной сын одного из супругов, приходящийся родным ребёнком другому.

«Пасынок не сын, чужая боль – не своя».

ПАДЧЕРИЦА – неродная дочь одного из супругов, приходящаяся родным ребёнком другому.

«Отчимовой падчерице легче, чем мачехиной».

ПРИЁМНЫЕ РОДИТЕЛИ – отец и мать, усыновившие (удочерившие) кого-либо.

«На подкидыша приёмщик найдётся».

ПРИЁМНЫЕ ДЕТИ – сын или дочь, усыновлённые, удочерённые кем-либо («приёмыши»).

ПРИЁМНЫЙ ЗЯТЬ (примак) – зять, принятый в семью жены, живущий в доме тестя. Раньше в народе таких мужей шутливо называли «влазень».

В своём Словаре великорусского языка, вышедшем в 1882 году, В.И.

Даль пишет: «Родство вообще бывает: кровное (родовое), по общему родоначальнику; свойство (сватовство), по брачным союзам; духовное (крестное, кумовство), по восприятию от купели; различают родство по мужскому и по женскому колену (по отцу или по матери); также восходящее, нисходящее и боковое, наконец, родство законное и незаконное (побочное).

КРОВНОЕ РОДСТВО определяется по близости и дальности своей, линиями и степенями: каждое колено или поколение составляет степень (по Св. Зак. связь одного лица с другим посредством рождения), а связь, цепь степеней – линию.

Степень, от которой идут линии, в отношении к ним называют коленом; а линии, в отношении к своему колену, отраслями или поколениями (здесь по Св. Зак.

колену и поколению дано особое значение); линия бывает восходящая, нисходящая и боковая; в каждой линии столько степеней, сколько рождений, считая вверх или вниз от данного лица, которого  сын и есть первая степень; взаимное родство в боковой линии считается от данного лица вверх, по степеням, и вниз от общего родоначальника, до родственника, о котором речь; посему два брата взаимно во второй степени родства, дядя с племянников в третьей, двоюродные братья в четвёртой, сын двоюродного брата в пятой, внук его в шестой и пр. Первая боковая линия от братьев и сестёр родителей (от первой восходящей степени); вторая от сестёр и братьев деда и бабки (от второй восходящей степени) и т.д.; сим способом всякое родство определяется счётом линий и степеней» (курсив В.И. Даля).   

ЗАГАДКИ:

«Одно дитя роженое, другое – суженое» (дочь и зять).

«Шуринов племянник как зятю родня?» (сын).

«Шёл муж с женой, брат с сестрой, да шурин со зятем: много ли всех?» (трое).

«Шли тёща с зятем, муж с женой, бабка с внучкой, мать с дочкой, да дочь с отцом – а всего сколь?» (четверо).

Светлена Неволина

Источник

Источник: https://welemudr.mirtesen.ru/blog/43855529528/Stepeni-rodstva,-obscheprinyatyie-v-Russkom-narode

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.