Характеристика на члена семьи

Содержание

Характеристика семьи учащегося

Характеристика на члена семьи

Сегодня впервые столкнулась с необходимостью написать характеристику на семью учащегося. Образцы у коллег раздобыть не удалось, поиски на просторах Интернета тоже были малоэффективными. И я решила сделать образец такой характеристики с набором типовых фраз. Надеюсь, кому-нибудь пригодится. Думаю, что позже удастся дополнить и расширить ее, не без Вашей помощи.

Прежде, чем поделиться своими наработками хочу сказать о том, на основании чего Вы вообще можете начать писать характеристику на семью.

Итак, необходимо проделать следующую работу: провести беседу с ребенком, родителями или другими членами семьи о взаимоотношениях в семье; посетить семью с представителями социально-психологической службы или членами родительского комитета, составить акт обследования материально-бытовых условий семьи; провести самостоятельно или с помощью психолога диагностические мероприятия для выявления психологического климата и особенностей семейного воспитания. Вы можете использовать анкеты, методику “Рисунок семьи”, наблюдения и информацию, полученную из бесед с учащимся и родителями и т.д.

Характеристика семьи учащегося

(ФИО, дата рождения, класс, школа)

Состав и структура семьи:

Отец – ФИО, год рождения, образование, место работы, должность, рабочий телефон, контактный телефон.

Мать – ФИО, год рождения, образование, место работы, должность, рабочий телефон, контактный телефон.

Другие члены семьи: ФИО, год рождения, степень родства, сфера деятельности.

Проживают по адресу: г.Краснодар, ул., дом., кв., тел., в 1-2-3-комнатной квартире, где ребенку выделена отдельная комната/ребенок делит комнату с членом семьи/ребенок не имеет отдельного места для сна и занятий/и т.д.

Санитарное состояние квартиры, комнаты (порядок, беспорядок, уборка проводится регулярно/не регулярно, захламленность, чистота, отсутствие мебели, требуется косметический ремонт и т.д.).

Обстановка способствует успешному развитию ребенка/не способствует благополучному существованию ребенка.

Семью можно отнести к категории семей с нестабильным/стабильным/высоким/средним/низким материальным достатком. Это связано с сезонностью работы родителей/безработностью отца/уклоном от уплаты алиментов отцом/алкоголизмом/и т.д.

Семья испытывает/не испытывает финансовых затруднений, средний доход – 3000 рублей на человека. Это влияет/не влияет на отношения в семье, порождает конфликтные ситуации/чувство неполноценности у детей и т.д.

Ребенок обеспечен/не обеспечен необходимой одеждой, имеет деньги на карманные расходы/экономит на обедах в столовой.

Семья характеризуется как полная/неполная/многодетная/малодетная с ярко-выраженной патриархальной/матриархальной линией управления.

Семью можно назвать социально-устойчивой/неустойчивой, маргинальной, с алкогольной зависимостью/склонностью к совершению правонарушений/преступлений.

Функции в семье распределены четко/не четко/следующим образом: хозяйственно-бытовая, финансовое обеспечение, эмоционально-терапевтическая, воспитательная и т.д.

В семье господствует демократический/авторитарный/либеральный/потакающий/ влиятельный/безразличный/попустительский. Тип воспитания – отвержение/безразличие/гиперопека/требовательность/устойчивость/любовь.

Психологическая обстановка в семье устойчивая/не устойчивая, напряженная/не напряженная, стабильная/не стабильная.

Родители/мать/отец проводят достаточно/много/не достаточно времени с ребенком, контролируют выполнение домашних заданий/совместно занимаются *видом деятельности*/не занимаются воспитанием ребенка/допускают ошибки в воспитании, вследствие чего ребенок является педагогически-запущенным, что выражается в конфликтности/агрессии/раздражительности/негативизме в оценке действительности и т.д.

Учебную деятельность ребенка родители контролируют регулярно/периодически/не контролируют; стимулируют/повышают мотивацию/интерес ребенка к учебе. Родительские собрания не посещают/посещает только мать/игнорируют.

Контакт с классным руководителем/учителями-предметниками/социальным педагогом/школьным психологом не установлен/установлен тесный. Родители/мать/отец не проявляют заинтересованности в успехах ребенка в учебе.

На замечания/советы/рекомендации педагогов реагируют адекватно/не реагируют/не адекватно; никаких действий к исправлению ситуации не предпринимают.

С родителями регулярно проводились профилактические беседы/консультации; семью посещали специалисты социально-психологической службы/семье оказывалась педагогическая и психологическая помощь. За время работы с ребенком и семьей произошли следующие изменения/изменений не произошло.

“,”author”:”Автор: Юлия Александровна Ильина”,”date_published”:”2011-12-20T21:09:00.000Z”,”lead_image_url”:”http://1.bp.blogspot.com/-LIm4pE9whnM/TvDMIZHHGbI/AAAAAAAAAFA/YbTuSPrSdXE/s200/logo_year_2008-1%25285%2529.gif”,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”http://ilyinajulia.blogspot.com/2011/12/blog-post_20.html”,”domain”:”ilyinajulia.blogspot.com”,”excerpt”:”Сегодня впервые столкнулась с необходимостью написать характеристику на семью учащегося. Образцы у коллег раздобыть не удалось, поиски на пр…”,”word_count”:461,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: https://ilyinajulia.blogspot.com/2011/12/blog-post_20.html

бытовая характеристика на члена семьи

Характеристика на члена семьи

14.03.2018

Общие выводы делаются на основании полученных данных: насколько благополучна или неблагополучна семья в материальном, социальном и психоэмоциональном плане, какие аспекты и каким образом влияют на развитие ребенка, на что будет порекомендовано обратить внимание родителям или другим воспитателям.

Характеристика с места жительства от соседей образец

  1. Уточните цель получения данных о жильце.
  2. Если вас просят указать конкретные качества соседа, пишите только те, в которых вы уверены.

  3. Не подписывайте чистый лист, подтверждайте только уже указанные, а не будущие сведений, внимательно прочитав текст.
  4. Знайте, что вы обязаны дать пояснения по предоставленной информации, если это понадобится.

    В силу закона, свидетель не вправе отказаться от дачи показаний, в противном случае может наступить уголовная ответственность.

Характеристика с места жительства образец

Отметьте, был ли он замечен в состоянии алкогольного опьянения и в нарушении правил проживания. Обязательно упомяните, принимал ли жилец участие в решении общих вопросов, в благоустройстве территории дома, ее озеленении.

5 В том случае, если характеристика готовится в суд для принятия решения об условно-досрочном освобождении, то выскажите мнение, способна ли семья помочь человеку исправиться, оказать ему душевную поддержку. 6 В последнем абзаце напишите, в какой орган дана характеристика.

Под текстом проставьте подписи соседей в том порядке, как они были упомянуты в тексте. Каждую подпись снабдите расшифровкой с указанием номера квартиры или адреса проживания.

Бытовая характеристика на члена семьи

Черкурсов Е. А. работает в нашей организации с 200* года по настоящее время резчиком цеха металлоконструкцийа весь период работы зарекомендовал себя добросовестным работником.

Его отличают исполнительность, большая ответственность за порученное дело, за выполнение должностных обязанностей. Черкурсов Е. А.

обладает высокими профессиональными и моральными качествами, не имеет вредных привычек.

Кому может потребоваться характеристика с места жительства от соседей: назначение и особенности составления

Стоит заметить, что очень важная деталь в бытовой характеристике, именно те отличия, которые выделяют малыша среди других детей. Например: дитя не проявляет жадности по отношению к другим детям, всегда делится сладостями и игрушками с друзьями, не конфликтный, приветливый и воспитанный ребёнок.

Характеристика семьи: особенности, правила составления и образец

  • Физическое и эмоциональное развитие ребенка. Это определяющая роль семьи, которая на ранних этапах развития не может быть замещена образовательными учреждениями.
  • Формирование психологического пола. Это происходит, как правило, в первые три года жизни ребенка. Считается, что именно отец склонен сильнее дифференцировать различия между полами. Поэтому характеристика неполной семьи определяет, что у ребенка в будущем могут возникнуть проблемы с половой социализацией.
  • Умственное развитие ребенка. Американские исследователи выяснили, что коэффициент умственного развития у детей из благополучных и неблагополучных детей существенно отличается. Соответственно, этот же параметр сказывается и на культурном развитии.
  • Овладение социальными нормами.
  • Формирование ценностных ориентаций. Это касается семейных отношений, стиля жизни, стремлений и целей, общения с окружающими.
  • Социально-психологическая поддержка. Именно семья закладывает в сознании ребенка уровень самоуважения, самооценки, а также стремление к самореализации.

Характеристика с места жительства — бланк и образец написания

Когда документы собираются для суда, то характеристика с места жительства должна быть составлена с особым вниманием по причине, что решение суда часто зависит от ее содержания. Практика показывает, что участь подсудимого могут смягчить положительные отзывы от соседей и оставленная положительная характеристика.

Образец характеристики с места жительства

  • черты характера;
  • особенности психики и поведения (уравновешенный, импульсивный и т.п.);
  • трудовые или учебные навыки;
  • конкретные факты из жизни человека, которые могут его охарактеризовать с положительной или отрицательной стороны (например, был замечен или не был замечен в скандалах, кражах и т.п.).

Социальная характеристика семьи образец

Сегодня впервые столкнулась с необходимостью написать характеристику на семью учащегося. Образцы у коллег раздобыть не удалось, поиски на просторах Интернета тоже были малоэффективными. И я решила сделать образец такой характеристики с набором типовых фраз. Надеюсь, кому-нибудь пригодится. Думаю, что позже удастся дополнить и расширить ее, не без Вашей помощи.

Рекомендуем прочесть:  Подарки Работникам Налогообложение 2020

Бытовая характеристика с места жительства (пример)

Бытовая характеристика имеет важное значение в случаях возбуждения уголовного дела, когда отзывы окружающих людей могут повлиять на дальнейшую судьбу человека. В других случаях такая характеристика может понадобиться при рассмотрении прав опеки и усыновления. При отсутствии образца, бытовую характеристику можно написать самостоятельно.

Как написать характеристику с места жительства от соседей (образец)

Важно: приведенная характеристика (образец) от соседей содержит наиболее часто применяемые формулировки. На практике лучше описывать те черты характера и особенности поведения, которые в действительности присутствуют у человека. Например: «принимает участие в субботниках, отзывчив, никогда не отказывает в помощи» и т. д.

Закон РАА

Спиридонова Нина Николаевна проживает по данному адресу с 15.04.1988г. по настоящее время. За время проживания зарекомендовала себя добросовестным, отзывчивым, исполнительным человеком. Благодаря этим качествам она выбрана старшим по дому. Обязанности старшей по дому выполняет грамотно и добросовестно, в трудную минуту всегда окажет помощь соседям.

Как составить характеристику с места жительства: правила и образцы

Характеристика человека — официальный документ, который предоставляется по месту требования для установления особенностей личности конкретного лица. В данном материале рассмотрена подробная информация относительно того, где возможно оформить образец документа, каким образом его следует писать, где взять, и кем подписывать.

Как написать характеристику с места жительства от соседей, образец 2020 года

Бытовая характеристика с места жительства от соседей. Зачем нужна бытовая характеристика с места жительства от соседей и в каких случаях может понадобиться? Кто имеет право писать характеристику с места проживания? Рассмотрим популярные образцы написания, а также все тонкости и нюансы составления бытовой характеристики.

Положительная характеристика на семью: образец

Бывают ситуации в жизни, связанные как с профессиональными, так и с социальными нюансами, когда для получения учреждением или частным лицом требуется характеристика на семью. Это официальный бланк документа, предоставленный с учебного заведения, рабочего места или из социальной организации, в котором охарактеризован отдельный гражданин или вся семья.

бытовая характеристика на члена семьи Ссылка на основную публикацию

Источник: https://russianjurist.ru/nasledstvo/bytovaya-harakteristika-na-chlena-semi

Характеристика на семью: образцы и порядок составления

Характеристика на члена семьи

Пример

ГОТОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ

ученика —— класса

СОШ«——-»

ФИО ,

——— года рождения,

проживающего по адресу:

ул.——————,——-

Состав и структура семьи __________________ следующие:

Отец — (ФИО)________года рождения, образование среднее, ___________________. В настоящее время работает и живет на территории ОАЭ.Мать — (ФИО)__________года рождения, имеет высшее образование, домохозяйка.Сестра — (ФИО) ________года рождения, обучается в_______________ классе.

Проживают по адресу:______________________________

Бытовые условия, в которых проживает ————————, приемлемые. В квартире чисто, заметно, что наведение порядка осуществляется регулярно. Оба ребенка ______________ и его младшая сестра (7 лет) имеют свое рабочее место (письменный стол), где они делают уроки, условия для выполнения домашнего задания созданы хорошие.

Мальчик растет в полной семье. Родители состоят в браке уже 10 лет. Отец год назад получил приглашение по работе за границей, с тех пор он живет и работает в городе Дубай, прилетает навещать детей во время отпуска.

Дети часто общаются с отцом в мессенджерах, созваниваются по Скайпу. Отец занимается воспитанием детей и обеспечивает семью материально. Его зарплаты вполне хватает для обеспечения отличных условий проживания.

Мама занимается домашним хозяйством и воспитанием детей, уволилась с работы год назад.

Благодаря участию взрослых создана адекватная обстановка для развития детей. Вся семья проявляет заинтересованность успехами старшего сына и внука. Мама постоянно помогает _______________ с учебой и активно участвует в жизни класса.

За успеваемостью мальчика ведется строгий контроль, каждый день проверяется домашнее задание. Родители интересуются рекомендациями учителей. Успехи и неудачи оцениваются адекватно ситуации.

Директор ____________________

Классный руководитель _______________

Часто для получения определенного места работы, визы в некоторые страны и для других целей учреждения или частные лица требуют предоставить семейную характеристику.

По результатам того, как в документе будет описан отдельный член семьи или семейство в целом, будет зависеть получение или отказ в предоставлении определенных привилегий или льгот (например, такая бумага может понадобиться для получения финансовой поддержки многодетной семьей).

Как уже было сказано ранее, документ составляется определенным образом и содержит список требований к заполнению:

  • описание производится в корректной форме, грамотно и сдержанным языком;
  • семейная ситуация описывается конкретно, без лирических отступлений;
  • составление происходит от 3-го лица в настоящем времени (что указывает на события, происходящие в настоящий момент);
  • факты, вносимые в документ, должны быть объективными, выноситься на основании положения вещей здесь-и-сейчас, а не на основе эмоций.

Составление положительной характеристики на семью потребует:

1. Наблюдения в течение определенного времени, проведения личных бесед с каждым из ее членов. Составитель наносит визиты и после каждого из них фиксирует итоги проделанной работы.

2. Наличия Закона о семье.

3. Составления отзывов о каждом из родителей. Для написания отзывов такого плана потребуется сбор мнений учителей, которым понадобится описать, активно ли участвуют мама и папа в жизни дитяти, хорошо ли справляются родители со своими обязанностями.

4. Сбор мнений окружающих семью людей, контактирующих с ней.

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Задать вопрос

Для грамотного составления документа необходимо обзавестись образцом заполнения бумаги и выполнить следующие действия:

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

  • Вписать личные данные каждого члена. Например: мать – Кондратенко Анна Андреевна, возраст – 41 год, образование – среднее (медицинское). Отец – Кондратенко Илья Иванович, Возраст – 44 года, образование высшее (юридическое). Дочь – Кондратенко Милана Ильинична, возраст – 16 лет, образование – учится в школе.
  • Расписать структуру (открытая или скрытая семья, как распределяются и выполняются ли защитная функция, функция стабильности, духовная и моральная стороны членов семьи, выполнение досуговых и рекреационных функций).
  • Внести психологическую совместимость по психотипу. Здесь прописываются особенности характера, темперамента родителей и детей.
  • Определить родительскую позицию. Внести описание целей взрослых, трудности в их достижении и способы решения этих проблем. Это важнейший пункт, позволяющий понять позицию родителей и перспективы развития семейных отношений.
  • Поведение, позиция в семейных отношениях. В подпункте описывается степень доверия к родителям, цели, которых он стремится достичь, способы их реализации, учебные успехи и психологическое состояние здоровья.

Пример

Мать – Анна Андреевна. Возраст – 41 год. Образование – среднее (медицинское).

Отец – Илья Иванович. Возраст – 44 года. Образование – высшее (юридическое).

Дочь – Милана Ильинична. Возраст – 16 лет. Образование – проходит обучение в школе.

Семья полная, в ней прослеживается крепкое мужское ролевое начало. Один ребенок. По статусу супругов семья гетерогенная со скрытой структурой и преобладающим патриархальным направлением. Лидером выступает отец, обеспечивающий семью и организующий ее свободное время.

Прослеживается четкое распределение функций: денежным обеспечением занимается отец (финансовая функция), он же занимается и организацией досуга, мать взяла на себя заботу о хозяйстве, быте и воспитании.

Родители совместно выполняют эмоционально-терапевтическую функцию регулярно и адекватно, для дочери они являются авторитетом; возникающие проблемы находят решение в совместных обсуждениях. Дочь чувствует себя защищенной, дефицита любви не испытывает.

Мать занимается домашним хозяйством, постоянно находится дома. График отца — сутки через трое, он много времени проводит с детьми.

Финансовые трудности отсутствуют, семья имеет достаточно высокий доход на каждого своего члена. Стандартная бытовая техника, необходимые приборы присутствуют в квартире, позволяя облегчить ведение хозяйства.

Семейство гордится своими традициями отмечать совместно праздники, ходить в гости и приглашать их к себе домой, выезжать на отдых за границу. Часто навещают родственников, поддерживают с ними связь.

Базовые семейные ценности члены семьи трактуют одинаково. Ролевые ожидания полностью оправдываются взрослыми и ребенком. Поведенческие алгоритмы членов семейства вполне стандартны, стереотипное поведение традиционно.

Климат благотворный, направленности на усиление конфликтности в семейной системе не выявлены. Настоящий социальный статус устраивает все семейство.

Разногласий в толковании базовых ценностей не выявлено. Наблюдается соответствие поведения каждого члена семьи ролевым ожиданиям детей и родителей. Стереотипы образа действий стандартны, отклонений не выявлено.

К основным характеристикам также относится психологический климат. В качестве примера заполнения можно использовать следующие данные:

  • Базовые ценности едины, разногласий в их оценке и интерпретации не выявлено.
  • Четкое распределение ролей. Все члены разделяют сложившееся положение дел, недовольства по его поводу не высказывают.
  • Тенденций к конфликтному поведению между членами семьи не обнаружено.
  • Члены семьи вполне довольны своим социальным статусом.
  • Острые вопросы решаются путем обсуждения на семейном совете.

Для объективного написания психологической характеристики важно собрать данные о самоощущении и психологическом самочувствии самого ребенка.

В положительной характеристике этот пункт можно описать следующим образом:

  • Умственно и физически ребенок развивается согласно норме.
  • Ребенок проводит одинаковое количество времени с мамой и папой. Больше времени ребенок находится с матерью по причине плотного рабочего графика отца.
  • Родители не оказывают попыток жесткого воздействия, не заставляют совершать противоречащие его воле поступки.
  • Родители не предъявляют к ребенку преувеличенных требований.
  • Ребенку нравится проводить время со своими близкими, а также с каждым родителем по отдельности.
  • Родители не имеют обыкновения придираться и критиковать.
  • Социальные навыки общения и взаимодействия со сверстниками выработаны успешно, он не испытывает сложностей при коллективной работе в классе.
  • Для мальчика отец является эталоном, сын стремится вырасти похожим на отца. Для девочки — мать.
  • Между родителями и ребенком складываются доверительные отношения.
  • По ключевым вопросам родители и ребенок имеют схожее мнение и одинаковые принципы.

Царит доверительная атмосфера, конфликты случаются редко и, в основном, на бытовом уровне. Мать сильно эмоционально привязана к ребенку, эта привязанность взаимна: он делится с ней секретами, скандалов между ними не происходит. У отца теплые отношения с ребенком, для сына он является авторитетом. Родители прислушиваются к сыну, учитывают его мнение по вопросам, касающимся всей семьи.

Любая характеристика семьи начинается со стандартных данных о ее членах:

1. Ф.И.О. родителей и ребенка, даты их рождения, образование, места работы и должности, номера телефонов матери, отца или людей, под опекой которых находится ребенок.

2. Сведения об остальных членах семьи (бабушки, дедушки, братья, сестры и др.). Для каждого из них прописываются: Ф.И.О., кем приходятся ученику, область деятельности, контактные данные.

3. Данные о людях, не состоящих в родстве с семьей, но длительное время проживающих с ней в одном доме: Ф.И.О., область деятельности, кем приходятся остальным членам, контакты.

4. Место жительства семьи (адрес).

Описание условий жизни позволяет сделать вывод о реализации основных нужд ребенка на жилплощади, где он проживает, понять, комфортно ли ему находиться дома.

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

К жилищно-бытовым характеристикам относятся:

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

  • Количество комнат в квартире или доме, наличие собственного рабочего пространства и детской, существование места для отдыха.
  • Соблюдение санитарно-гигиенических правил: свежесть косметического ремонта, регулярность уборки, захламленность жилого пространства и пр.
  • Присутствие в доме необходимой мебели, игрового или учебного пространства, учебных принадлежностей или игрушек.

В завершение описания пункта составляется вывод о влиянии домашнего пространства на успешность развития несовершеннолетнего.

Как было сказано выше, характеристика социальной и психологической сторон жизни семьи — важнейшая и наиболее объемная часть документа. Рассмотрим этот пункт более подробно.

Для полной картины семейных отношений в характеристику необходимо внести следующие данные:

1. Статус: полная, неполная, многодетная или с одним ребенком. Если ребенок усыновлен, в документ вносятся данные о его усыновлении или опеке (сколько лет проживает, из какого учреждения был усыновлен/взят под опеку, есть ли братья или сестры, оставшиеся в детском доме, и т.д.).

2. Материальная обеспеченность: стабильность заработка родителей, факторы, от которых он зависит (сезонная работа, получение выплат по инвалидности или алиментов и др.), взрослые могут быть нетрудоспособными или просто не работать.

Также в данном пункте прописывается, выдают ли ребенку карманные деньги, обеспечен ли он необходимыми для жизни предметами (едой, одеждой и обувью, учебными принадлежностями и пр.). Если у семьи есть финансовые трудности, нужно описать, в чем они заключаются (не хватает на еду, жилье в непригодном для жизни состоянии и т.д.

) и причины их возникновения (отца уволили с работы, смерть кормильца и др.).

В конце прописывают, как относятся члены семьи к своему материальному состоянию (удовлетворенность, неудовлетворенность, безразличие, чувство неполноценности) и как сложившееся состояние влияет на психологический климат (между кем случаются конфликты на этой почве, кто кого поддерживает, помогает найти работу и т.д.).

3. Социальная устойчивость/неустойчивость. Склонность не только родителей, но и детей к алкогольной, игровой, наркотической зависимостям или правонарушениям. Если происходили случаи задержания родителей или ребенка полицией, это стоит прописать именно здесь. Если отец или мать находятся или находились в местах тюремного заключения, тоже вносим данные в этот подпункт.

4. Распределение обязанностей и основных функций. Здесь составитель описывает наличие или отсутствие бытовых, финансовых, эмоционально-терапевтических, воспитательных и других обязанностей у каждого из членов.

Дети могут привлекаться дома к уборке, она может быть их основной обязанностью, выполняться только взрослыми или не выполняться никем из членов семьи. Финансовая функция может лежать на плечах матери, отца или бабушек и дедушек.

5. Формальная или фактическая роль в воспитании. Воспитывать фактически может один из родителей или оба родителя одновременно. Возможно, что взрослые воспитывают только формально, в то время как фактическое воспитание ложится на плечи бабушки или дедушки, а то и самих детей.

В этой части документа составитель описывает все проведенные с семейством работы. Здесь прописываются не только действия самого составителя, но и работа психолога, социального педагога, медработника и других специалистов. К таким видам работ относятся тренинги, консультации, семинары, беседы и др.

Описанный выше образец составления семейной характеристики является наиболее полным, так как в нем отображены все сферы жизни конкретной семьи, особенности воспитания детей в ее микроклимате, а также дана характеристика условий, в которых происходит развитие ребенка. В Сети получил распространение образец характеристики на семью ученицы Гирибасовой Елены Рудольфовны 1997 года рождения. Он выстроен по подобному образцу.

Источник: https://bukvaprava.ru/harakteristika-semi/

Характеристика полной и неполной или неблагополучной семьи из группы риска: описание, образцы и примеры

Характеристика на члена семьи

Бывают такие ситуации, когда социальным работникам, психологам или педагогам приходится сталкиваться с написанием характеристики на определённую семью. В основном пишется отрицательная либо положительная характеристика на мать ребёнка. Образец можно взять на интернет-ресурсах, но это лишь полпроблемы. На самом деле остаётся ещё множество нюансов, в которых следует разобраться.

Подготовительные работы

Прежде чем приступить к написанию, необходимо провести начальный этап — подготовительную работу. Чтобы характеристика получилась максимально правдивой и корректной, нужно:

  1. Первоначально провести беседу с ребёнком, используя психологические приёмы и методики. Понять, как он видит и воспринимает свою семью, свой дом и свою жизнь.
  2. Понаблюдать за его поведением и общением со взрослыми и сверстниками.
  3. Навестить семью дома и дать оценку атмосфере и жилищным условиям.
  4. Поговорить с родителями, чтобы выяснить, насколько они стремятся принимать участие в жизни и учёбе малыша. Задать вопросы о том, как часто они посещают учебное учреждение по просьбам педагогов, а сколько — по собственной инициативе, ходят ли на собрания и другие школьные мероприятия, проверяют ли домашнее задание и отслеживают ли дневник.
  5. Собрать отзывы от учителей, соседей, иных родственников.

При проверке в одиночку можно упустить важные детали, поэтому рекомендуется попросить о помощи кого-нибудь из родительского комитета либо коллегу-психолога или педагога. Тогда каждый сконцентрирует внимание на разных аспектах и картина получится более обширной.

Общая информация о семье

При составлении характеристики важно понимать, для чего она нужна. Её пишут с целью объективно оценить ситуацию и как можно раньше выявить проблемы, после чего — помочь их устранить, но ни в коем случае не преследуется цель навредить. Оценку принято начинать с личных формальных данных. Поэтому следует выяснить информацию о семье:

  1. Фамилию, имя и отчество, дату рождения, степень образования, место работы каждого члена семьи. К тому же уместно будет узнать контактные номера телефонов родителей и возможных родственников, которые помогают в воспитании ребёнка.
  2. Если кто-то активно помогает с воспитанием (бабушки, дедушки, дяди и тёти, крестные), собрать основную информацию и о них.
  3. Фактический адрес места жительства семьи.

Описание жилищных условий

Следующим пунктом в оценке будет дом и необходимые условия для полноценного проживания ребёнка в нём. В конце концов, нужно будет подвести итог на основании критериев:

  • Размер дома.
  • Количество комнат.
  • Наличие собственного угла и спального места у ребёнка.
  • Чистота.
  • Уют.
  • Количество свободного места.
  • Есть ли вся необходимая мебель для отдыха, учебной деятельности и игр.
  • Игрушки и иные предметы и технологии для хорошего развития.

Структура и социальный статус

Важно узнать и составить структуру семьи. Обозначить место каждого её члена и кто какую роль играет. Пример характеристики на семью, образец положительной структуры:

  • Многодетная семья, во главе — мужчина, отец. Он принимает все решения и берет на себя ответственность.
  • Мама — домохозяйка и хранительница очага.
  • Закрытая семья, любящая узкий круг общения и неохотно пускающая внутрь посторонних людей.
  • За финансы отвечает папа, за матерью — уют и домашнее хозяйство.
  • Существует уважение сына или дочери к родителям, которые выступают в виде неоспоримых авторитетов.
  • Есть свои традиции и культура, которых придерживается вся семья.
  • Права на воспитание у взрослых гомогенные.

Основным пунктом является характеристика социального статуса и места в обществе. К этим аспектам относятся:

  • Полноценность семьи.
  • Количество детей.
  • Материальная достаточность: размер и стабильность доходов; количество затрат и денежных обязательств перед банками и законом; обеспеченность ребёнка обязательными для жизнедеятельности вещами, а также личными карманными деньгами; наличие финансовых проблем и их влияние на атмосферу в семье.
  • Отношение в доме к пагубным привычкам: курение, употребление алкогольных напитков либо наркотических средств, пристрастие к азартным играм.
  • Предрасположенность к правонарушениям.
  • Урегулирование обязанностей между членами семьи: финансовых, бытовых, воспитательных и подобных.
  • Кто и как воспитывает ребёнка. При этом воспитывает именно фактически, то есть находится вблизи с ребёнком и несёт ответственность за него. Это необязательно должны быть именно родители, с такими обязанностями могут справляться и ближайшие родственники. К примеру, если родители вынуждены уезжать на заработки.

Психологические особенности

Немаловажную роль играет психологическая обстановка в семье. Строится она из таких основных аспектов:

  1. Методы воспитания: авторитарный, либеральный либо демократический.
  2. Иные воздействия на ребёнка: система награждений и наказаний, наличие режима, строгих правил и требований.
  3. Общая эмоциональная обстановка в доме: агрессивная, конфликтная, напряжённая, спокойная, безразличная, положительная, гармония и любовь.
  4. Заинтересованность родителей жизнью своего чада: его интересами, мероприятиями, отношениями с другими взрослыми и его сверстниками, настроением и мыслями в его голове.
  5. Количество проведённого вместе свободного времени: общий досуг, обеды и прогулки, общие интересы и разговоры по душам.

Вывод и профилактические работы

В конце подводится общий итог влияния семьи на ребёнка: его поведение, его физиологическое и моральное состояние, его успехи и неудачи.

https://www.youtube.com/watch?v=4Pj8U_Yljzc

Необходимо дать оценку того, как родители контролируют учебную деятельность ребёнка и контролируют ли вообще, проявляют ли интерес к его увлечениям, посещают ли школу или детский сад, и как себя ведут в обществе.

Какие выводы нужно сделать о семье:

  1. Благополучная или неблагополучная.
  2. Есть ли материальные проблемы.
  3. Социальное и классовое положение.
  4. Психологическое положение.

После того как выводы сделаны, проводятся профилактические работы: тренинги, семинары, консультации с психологом. Всё это нужно указать в характеристике. Затем стоит описать реакцию семьи на замечания и отметить, воспользовались ли они предлагаемой помощью.

Характеристика по профессиям

Для каждой профессии есть определённые особенности в написании характеристики семьи. Образец характеристики на семью для психолога:

  • Кто глава в семье: принимает решения и несёт ответственность.
  • Общение с социумом: активное, пассивное или минимальное.
  • Традиции и культура семьи воспитанника.
  • Кто воспитывает ребёнка по большей части, а также защищает и уделяет больше внимания.
  • Совместимость членов семьи по темпераменту, характеру и интересам.
  • В качестве профилактических работ рекомендуются методику «Тест-опросник родительского отношения» Столина и Варга.

Для учителя:

  • Основные личные данные членов семьи учащегося.
  • Описание жилищных условий.
  • Социальный и материальный статус.
  • Нуждаются ли в помощи, если да, то в какой.
  • Какие действия в сторону этой ячейки общества были предприняты.

Характеристика на семью ученика из неблагополучной семьи:

  • Информативные данные.
  • Материальное благополучие.
  • Состояние жилья.
  • Психологический образ всех членов семьи.
  • Выводы.
  • Профилактические работы.

Главное, делать акцент на причине, по которой был сделан вывод о неблагополучии, и назначать подходящую помощь для каждого случая в отдельности. Часто в такой ситуации возникает потребность именно в характеристике ребёнка, для того чтобы выявить скрытые в нём проблемы и помочь ему справиться с ними.

Невнимательное отношение к детям из группы риска и их игнорирование органами КДН могут привести к плачевным и непоправимым последствиям.

При составлении характеристики на ребёнка необходимо делать акцент не на условиях, в которых он находится, а на их влиянии и отражении на нём. Это может быть его психологическое состояние, отклонения в развитии, неудачи в учёбе, организованность и активность.

Источник: https://chebo.pro/otnosheniya/harakteristika-i-opisanie-semi-primery-i-obraztsy.html

Характеристика на семью (образец)

Характеристика на члена семьи

Характеристика семьи (Образец характеристики на семью)

В своей деятельности педагоги, психологи, социальные работники постоянно сталкиваются с разнообразной документацией. С каждым годом она дополняется, видоизменяется, и порой трудно удержать в голове все аспекты, которые нужно описать.

Характеристика на семью является одним из таких основных документов.

Для того чтобы не задаваться вопросами, с чего начать описывать семью, какие данные нужно собрать, в какой последовательности ее оформить и грамотно сформулировать выводы, нужно ознакомиться со структурой этого документа и создать для себя образец характеристики на семью.

Характеристика семьи: с чего начать?

Перед тем как будет составлена характеристика семьи, нужно пройти ряд подготовительных этапов, в результате которых будет собрана информация для документа:

  1. Провести беседу с учеником, понаблюдать за его поведением, использовать психологические методики, направленные на изучение восприятия ребенком своей семьи, оценку им психологического климата внутри семьи.

  2. Посетить место проживания ребенка и его семьи, составить акт обследования жилищных условий.

  3. Побеседовать с родителями на предмет взаимоотношений с ребенком. Оценить степень участия родителей в школьной жизни ученика можно по участию их в родительских собраниях, проверке его дневника, посещению учебного заведения по собственной инициативе.

Для получения более объективной картины изучение места жительства семьи лучше не проводить в одиночку. Можно привлечь представителя родительского комитета, социального педагога или психолога (особенно в случае неблагополучных семей).

Первичные (формальные) данные о семье

Характеристика семьи должна начинаться с основных, первичных данных о ее членах:

  1. Ф.И.О., год рождения, образование, место работы и должность, контактные телефоны матери, отца или людей, которые их заменяют.

  2. Информация о других членах семьи (Ф.И.О., кем приходятся ученику, сфера деятельности, контактные данные): бабушек, дедушек, братьев, сестер и других.

  3. Информация о других людях, которые не являются членами семьи, но длительное время проживают в одном доме (Ф.И.О., сфера деятельности, кем приходятся остальным членам семьи, контактные данные).

  4. Адрес, по которому проживают члены семьи.

Жилищно-бытовые характеристики семьи

Следующим этапом будет описание жилищных условий, в которых проживает семья. На их основании нужно сделать вывод о том, насколько комфортно находиться там ребенку, насколько реализованы его основные нужды.

  1. Количество комнат, наличие отдельной комнаты у ребенка, наличие отдельного места для отдыха.

  2. Соблюдение санитарно-гигиенических норм жилья: регулярность уборки, захламленность помещения и т. д.

  3. Наличие необходимой мебели, места для учебной или игровой деятельности ребенка, техники и учебных принадлежностей или игрушек.

  4. Вывод о том, насколько место проживания влияет на успешность развития ребенка.

Социальные особенности семьи

Социальная и психологическая характеристика семьи ребенка – наиболее важная и массивная часть всего документа. К социальным особенностям семьи относятся:

  1. Статус: полная, неполная, многодетная или с одним ребенком, данные об усыновлении или опеке над ребенком.

  2. Материальная обеспеченность семьи: насколько стабилен заработок, от каких факторов он зависит (выплата алиментов, сезонный труд, безработность или нетрудоспособность членов семьи), есть ли у ребенка карманные деньги, насколько он обеспечен необходимыми вещами (едой, одеждой, учебными принадлежностями), испытывает ли семья финансовые трудности, каким образом материальное состояние влияет на психологический климат в семье (удовлетворенность, чувство неполноценности, конфликты).

  3. Социальная устойчивость/неустойчивость семьи, склонность к зависимостям (алкогольной, наркотической, азартным играм) или правонарушениям.

  4. Распределение обязанностей и основных функций (бытовых, финансовых, эмоционально-терапевтических, воспитательных и др.).

  5. Кому принадлежит формальная или фактическая роль в воспитании ребенка. Необязательно ее могут выполнять одни и те же люди. Например, работающие за границей родители формально являются воспитателями своего ребенка, а фактически эти функции выполняет другой родственник (бабушка, дедушка), который находится в непосредственной близости от ребенка.

Психологические характеристики семьи

К психологической составляющей, которую включает характеристика на семью, входят такие основные моменты:

  1. Тип воспитания (авторитарный, демократический, либеральный) и его подвиды: гиперопека, попустительство, отвержение, требовательность, любовь и другие.

  2. Описание психологического климата в семье: устойчивость, напряженность, стабильность обстановки, преобладающие эмоции и состояния (радость, агрессия, апатия, безразличие, страх, спокойствие и т. д.).

  3. Степень заинтересованности родителей взаимоотношениями ребенка со сверстниками, его достижениями, успехами в учебной деятельности.

  4. Наличие совместных с ребенком занятий, как проводится досуг в семье, как родители реагируют на успехи и неудачи сына или дочери.

Исходя из этих данных, можно сделать вывод о том, насколько эффективными и правильными являются методы воспитания ребенка, нет ли у него педагогической запущенности.

Оценка влияния семьи на ребенка

В этом блоке характеристика семьи включает данные об участии родителей в школьной жизни ребенка и делаются общие выводы.

https://www.youtube.com/watch?v=eS7KVafek9s

Учебную деятельность родители могут контролировать постоянно, периодически или вовсе не интересоваться этим вопросом. Они могут мотивировать или относиться безразлично к желанию ребенка учиться и развивать свои интересы. Различны и частота посещений собраний, характер реакции на рекомендации и замечания педагогов (адекватная и неадекватная).

Общие выводы делаются на основании полученных данных: насколько благополучна или неблагополучна семья в материальном, социальном и психоэмоциональном плане, какие аспекты и каким образом влияют на развитие ребенка, на что будет порекомендовано обратить внимание родителям или другим воспитателям.

Описание работ, проведенных с семьей

В этом блоке характеристика на семью ученика включает описание всех работ, которые проводили специалисты разного профиля с семьей: беседы, консультации психолога, социального или медицинского сотрудника, тренинги, семинары. Стоит упомянуть все случаи, когда и кем были проведены посещения на дому, обращались ли члены семьи сами за помощью и какие изменения произошли (не произошли) в результате всех мероприятий.

Данный образец характеристики на семью является наиболее полным, потому что охватывает все сферы жизни, особенности воспитания и условия, в которых развивается ребенок.

Особенности характеристики семьи в работе психолога

Психологическая характеристика семьи помимо названных аспектов о стиле воспитания, психоэмоциональном состоянии может быть дополнена другими данными:

  • кто выполняет роль главы семьи (матриархальный или патриархальный стиль принятия решений);

  • структура семьи: открытая (допускают других людей в круг общения семьи), закрытая (общаются по большей части только друг с другом), смешанная;

  • наличие традиций; кто и каким образом оказывает наибольшее влияние на ребенка в семье, насколько реализована его потребность в защите и любви;

  • совместимость членов семьи по основным параметрам (темперамент, характер, направленность).

Для этого вида деятельности в арсенале школьного психолога желательно иметь методику «Тест-опросник родительского отношения» Варга и Столина.

Карта обследования семьи ученика

Более короткой и упрощенной может быть характеристика семьи. Образец ее представляет собой бланк, включающий такие основные моменты:

  1. Данные о родителях и других проживающих с семьей людей.

  2. Адрес и общая характеристика помещения.

  3. Социальный статус семьи.

  4. Материальная обеспеченность ее членов.

  5. Какая помощь необходима (материальная, психологическая, медицинская).

  6. Какие виды работ с семьей проводились.

Карта обследования – это тоже характеристика семьи. Образец отличается только отсутствием данных о морально-психологическом облике семьи и выводов о социально-психологическом комфорте ученика.

Характеристика неблагополучных семей

Характеристика на неблагополучную семью включает те же основные данные, касающиеся возраста, занятости, материального благополучия всех ее членов, состояния места проживания, социально-психологического образа, методов работы с семьей и выводов.

Однако в этом случае делается акцент на том, к какому типу неблагополучных семей относится данная, причины возникновения трудностей, особенности их влияния на развитие и воспитание ребенка.

Если семья неблагополучна в материальном плане (потеря кормильца, многодетность с невозможностью полноценного материального обеспечения всех членов и т. д.

), описывается соответствующая предложенная помощь (ремонт, бесплатное питание ребенка в столовой и прочее).

Если семья неблагополучна в социальном или психологическом плане (зависимости, насилие, тяжелые заболевания значимых близких), тогда характеристика неблагополучных семей должна быть дополнена сведениями о том, какая помощь была оказана ребенку, что сделали службы по работе с несовершеннолетним, чтобы помочь ему справиться со сложными жизненными обстоятельствами.

Что включает характеристика ученика из неблагополучной семьи?

Нужно добавить, что, если специалист имеет дело с ребенком из неблагополучной семьи, за характеристикой самой семьи должна последовать характеристика учащегося.

Это связано с тем, что такой ребенок может испытывать значительные трудности адаптации в учебном заведении, что естественным образом скажется на успеваемости и отношениях в коллективе.

Такому ребенку необходимо особое внимание со стороны педагогического коллектива и, возможно, помощь смежных специалистов.

Если характеристика на семью ученика описывает в этом случае причины и развитие трудностей, с которыми ее члены столкнулись, то характеристика ребенка должна показывать, каким образом эти трудности на нем отражаются.

Это преобладающее настроение, личностные черты, мотивация к учению, опрятность, организованность, желание общаться, наличие друзей, дисциплинированность, отношение к поручениям и общественной деятельности, отношение к критике, статус в коллективе, наличие вредных привычек и другие аспекты.

Характеристика семьи ученика должна быть тем ресурсом, с помощью которого можно не только выявить, но и предотвратить возможные трудности в развитии подрастающего поколения.

Источник: https://infourok.ru/harakteristika-na-semyu-obrazec-2025213.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.